Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 168 Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы: Фискальный подход – прагматичный, но ограниченный метод, который подходит для краткосрочного планирования, но недостаточно эффективен в дол- госрочной перспективе, так как не учитывает все характеристики налоговой базы и качество администрирования. Для более точных оценок его необходимо ком- бинировать с ресурсным или институциональным подходами. Ресурсный подход – наиболее теоретически обоснованный, но трудоем- кий метод, который будет полезен в долгосрочном планировании, сравнении ре- гионов по объективным критериям, выявлении ресурсов для роста налоговых до- ходов. Институциональный подход – ключевой для выявления погрешностей в налоговом администрировании. Например, если ресурсный метод продемон- стрировал высокий потенциал, а фискальный – низкие сборы, институциональ- ный подход объяснит этот разрыв. В то же время, данный подход крайне сложен для количественных оценок. Межбюджетный подход наиболее важен в условиях федеративного госу- дарства с высокой централизацией, так как часто оказывается более значимым, чем оценка обособленного экономического потенциала территорий. Смешанный подход является наиболее совершенным и универсальным методом оценки, оптимальным для стратегического управления. Его комплексность позволяет учитывать как экономические ресурсы, так и качество налоговых институтов, межбюджетные взаимодействия и текущие фискальные результаты. Развитие технологий анализа больших данных откры- вает новые возможности для применения данного метода. Результаты исследо- вания подчеркивают необходимость комбинирования подходов для повышения точности прогнозов и обоснованности управленческих решений. Литература 1. Маклакова Т. Р., Дуброва М. В. Формирование доходного потенциала бюджета региона для повышения самостоятельности региональной бюджетно- налоговой политики // Актуальные проблемы и перспективы развития эконо- мики: российский и зарубежный опыт. 2016. № 5. С. 37–39. 2. Мурзина Е. А., Ялялиева Т. В., Шемякина М. С. Понятие «налоговый по- тенциал» и подходы к его определению // Вестн. евразийской науки. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nalogovyy-potentsial-i-podhody-k- ego-opredeleniyu (дата обращения: 27.04.2025). 3. Богачева О. В., Фокина Т. В. Оценка эффективности социальных налого- вых расходов в странах ОЭСР // Финансовый журнал. 2017. № 3 (37). С. 22–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-sotsialnyh-nalogovyh- rashodov-v-stranah-oesr (дата обращения: 27.04.2025). 4. Слободчиков Д. Н. Налоговый потенциал регионов как механизм бюд- жетного планирования доходов // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 18. С. 144–149.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=