Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 132 В аспекте формирования опыта трудовой деятельности, развития инициа- тивности, самостоятельности, содействия творческой реализации будущих учи- телей в различных видах прикладной деятельности, а также стимулирования нравственно-трудовых качеств, положительно проявила себя такая форма ра- боты, как подготовка и проведение благотворительных ярмарок. На технолого- биологическом факультет УО МГПУ им. И. П. Шамякина уже более 10 лет еже- годно в преддверии Рождества и Пасхи, праздников, традиционно предполагаю- щих проявление доброты и милосердия, проводятся ярмарки в пользу детей, находящихся в сложных жизненных ситуациях, нуждающихся в дорогостоящем лечении. Именно благие цели данных мероприятий вызывают повышенную актив- ность и инициативность студентов, которые включаются в процесс подготовки, самостоятельно готовят в свободное от учебы время экспонаты, продумывают инсталляции, конкурсы, распределяют роли. Можно провести аналогии с народ- ной традицией белорусов справляться с трудностями «талакой», то есть вместе. Эффективность подобной формы работы по подготовке к трудовому воспи- танию обучающихся проявляется, прежде всего в том, что выпускники продол- жают заложенные традиции и воспроизводят подобные формы воспитания уже по месту работы. Несомненно, практическая сторона готовности будущего педагога к трудо- вому воспитанию должна быть конкретизирована владением определенными народными ремеслами и декоративно-прикладного творчества, поскольку тради- ционно приобретение умений и навыков в каком-то ремесле и устойчивое заня- тие этим ремеслом лежало в основе трудового воспитания и трудовой деятель- ности, которая помогала ребенку раскрыть свои способности, доказать свою значимость, достичь успеха, приобрести материальные блага. Вместе с тем, в со- временных условиях приобретение спектра практических умений в определен- ном виде традиционного ремесла способствовало не только развитию трудовых интересов, но и сохранению и трансляции образа жизни белорусского народа, его ценностей и традиций. Таким образом, трудовое воспитание на основе народных традиций преду- сматривает усвоение социально-трудового опыта предыдущих поколений и его использование в процессе обучения выполнению повседневных трудовых обя- занностей, а также традиционным ремеслам и технологиям, осуществления кол- лективной трудовой деятельности. Трудовое воспитание в той степени можно считать успешным, насколько уравновешены нравственные и общественные идеалы служения делу с личными потребностями человека; насколько гармони- зировано восприятие коллективных и личных успехов; насколько достигнутые индивидуально результаты воспринимаются как подтверждение собственной необходимости и полезности в общем деле.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=