Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 131 трудовой деятельности, что в совокупности будет содействовать созданию возможно- сти служить примером трудовой успешности, умелости, мастеровитости для будущих учеников; – развитие личности будущего учителя в аспекте формирования самостоя- тельности, умений принимать решения и брать ответсвенность на себя при орга- низации труовых дел; добросовестности; активности и организаторских качеств в процессе накопления опыта трудовой деятельности и участия в различных ак- циях, мероприятиях трудовой направленности. Содержание специальной подготовки учителей обслуживающего труда поз- воляет даже без введения в учебный план отдельной дисциплины, посвященной трудовому воспитанию, органично вплетать формирование компетенций в этой области в процесс преподавания и самостоятельную работу студентов на при- мере традиций и ценностей белорусской народной культуры. Учебным планом предусмотрено изучение ряда дисциплин, в программу которых может быть вве- дено знакомство с традициями, обрядами, ценностями народной культуры, отра- жаюищими отношение белорусов к труду и к трудовому воспитанию детей. Так, предметы прикладной направленности позволяют ознакомить с аутентичными технологиями в области традиционных женских рукоделий и художественной обработки материалов, подчеркивая отражение в символике и орнаменте значи- мости человека-труженика, коллективного труда, объектов трудовой деятельно- сти, а также обращая внимание на привлечение детей с самого раннего периода жизни к выполнению посильных работ, к помощи взрослым. Изучение народной кухни дает возможность изучения широкого спектра традиций в области отношения к продуктам, процессам их получения и перера- ботки. На эмоционально-мотивационную сферу будущих педагогов позитивно влияет изучение в содержании специальных дисциплин элементов разнообраз- ных обычаев и обрядов, обрядовой атрибутики, в которых ярко отражены тради- ции народной педагогики в области трудового воспитания. В основном, все задачи трудового воспитания решались в рамках семейного общения и совместной деятельности. Через следование трудовым традициям и обычаям, через участие в обрядовых действиях родители передавали детям трудовой опыт, сознательно формируя в них трудолюбие, способность трудиться и уважать труд других, терпение и ответственность, уважение трудовых дина- стий и стремление к мастерству. Трудовые традиции белорусского народа сохранили такие праздники, как Дожинки, Купалье, Гуканье весны, Коляды. В каждом из них можно проследить присутствие совместной коллективной работы, а также тот факт, что практиче- ски ни один обряд не проходил без участия детей, что, несомненно, закладывало основы трудового воспитания. По тому факту, что обряды, обычаи и традиции носили устойчивый харак- тер, воспринимались и воспроизводились без обсуждения, как норма, как закон, переходящий от поколения к поколению, можно судить, что они закрепились как форма трудового воспитания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=