Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 130 Рассматривая иерархию традиционных ценностей для белорусов, можно от- метить, что идеалом выступает человек трудолюбивый и совестливый, который стремится к труду и с уважением относится к нему, добросовестно выполняет свою работу, упорно добиваясь цели, самоорганизованный, дисциплинирован- ный, терпеливый и упорный. Анализируя опыт народной педагогики в исследуемой области, с учетом со- временных тенденций в сфере образования, под трудовым воспитанием обучаю- щихся, по нашему мнению, можно понимать целенаправленный процесс форми- рования у них положительного эмоционального отношения к любому виду труда, привычек и опыта трудовой деятельности, готовности и стремления зани- маться ею, универсальных компетенций трудовой деятельности. Процесс трудового воспитания может быть спонтанным, но органично впле- тенным в повседневную жизнедеятельность детей, а может носить характер спе- циально организованного процесса. Поскольку учение является ведущим видом деятельности в среднем и старшем подростковом возрасте, логично предполо- жить, что трудовое воспитание должно быть встроено в образовательный про- цесс учреждения образования и повседневную учебную работу школьников. Естественно, основная нагрузка по трудовому воспитанию, возлагается на уроки технического и обслуживащего труда в силу специфики содержания обу- чения по этим учебным предметам. Вместе с тем, многолетний опыт подготовки учителей трудового обучения показывает, что при отсутсвии целенаправленной работы по подготовке к трудовому воспитанию обучающихся, у будущих учите- лей формируется ложное представление, что процесс обучения различным тех- нологиям сам по себе будет содействовать трудовому воспитанию, что специаль- ных форм и методов работы для его осуществления применять не нужно, что любые практические работы, одновременно являются и средством воспитания трудолюбия, трудовых привычек, качеств трудового идеала. Это вызывает необходимость проектирования системы работы по подго- товке будущих учителей к трудовому воспитанию обучающихся, формированию у них специальных знаний в области сущности и задач трудового воспитания, умений выбирать оптимальные методы и средства воспитания, проектировать эффективные формы их осуществления. В качесстве направлений реализации такой системы мы выделили: – формирование эмоционально-мотивационной готовности будущего учи- теля трудового обучения к проведению работы по трудовому воспитанию: он сам должен проявлять положительное эмоциональное отношение к труду, быть убежденным в ценности как умственного, так и физического трудав том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ре- бенка; осознавать необходимость труда как основную жизненную потребность и ведущий способ самореализации, проявлять инициативу, стремиться вовлекать других в трудовую деятельность; – формирование знаний и умений в различных видах предметной трудовой дея- тельности, а также культуры труда и универсальных умений его организации, с целью формирования привычки к труду, накопления и расширение опыта разнообразной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=