Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 129 Е. В. Тихонова, С. И. Карась Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина (Мозырь, Республика Беларусь) ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ БЕЛОРУССКОЙ ПРИКЛАДНОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация. В статье обосновывается потенциал традиций и ценностей народной культуры как средства трудового воспитания, описываются отдельные подходы к тру- довому воспитанию в народной педагогике, рассматривается возможность трудового воспитания в образовательном процессе. Описаны основные направления работы по подготовке будущих учителей к трудовому воспитанию, рассмотрены отдельные формы и средства этого процесса. Ключевые слова: трудовое воспитание, народная педагогика, традиции и ценно- сти народной культуры, трудовое обучение, специальная подготовка педагога, обычаи и обряды. Традиции и ценности народной культуры однозначно признаны и учеными- педагогами, и учителями-практиками действенными средствами воспитания. Однако в последнее время чаще всего их потенциал используются в аспекте идеологического и патриотического воспитания. Вместе с тем, народные тради- ции, устойчивые сформировавшиеся ценности, обычаи и обряды выступают также неиссякаемым источником средств и методов трудового воспитания. Белорусская национальная культура представляет собой совокупность ма- териальных и духовных ценностей, складывающихся в жизнедеятельности бело- русского народа на основе традиций и ремесел, обычаев и обрядов, поведенче- ских норм, социальных взаимоотношений и других факторов [1]. Трудовое воспитание в настоящее время, в ситуации преобладания идеологии потребителя, множественных проявлений прагматизма, неясности трудового иде- ала в обществе, можно считать одной из приоритетных задач воспитания личности. Понимание значимости трудового воспитания была неоднократно отмечена иссле- дователями народной педагогики белорусов. Так, Н. Е. Шабанова на основе деталь- ного анализа этнопедагогических исследований делает вывод, что «в основе народ- ной педагогической культуры лежит, прежде всего, культура трудового воспитания, и важнейшей составляющей в формировании идеала современного человека является готовность подрастающего поколения к труду» [2, с. 110]. Воспитание в труде выступает важнейшим принципом народной педаго- гики, а труд – основа жизнеустройства, фундамент духовного и материального благополучия, главная ценность для белорусов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=