Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 123 При этом оказалось, что в процессе обучения присутствует ряд методических трудностей, которые требуют решения. И студенты, и даже курсанты не умеют работать коллективно. Получается, что каждый сам по себе, но когда требуется одному записать, другому измерить, третьему что-то сделать с деталью, выясня- ется, что обучающиеся не привыкли работать совместно. Практика проведения занятий показала, что ни по одному из четырёх лабораторных практикумов по материаловедению и смежным дисциплинам, нельзя вообще начинать его прове- дение, без предварительных работ, где все это взаимодействие отрабатывается. Таким образом, в зависимости от того, какое оборудование используется, какая работа в идеале бригада из двух-трёх человек, а когда оборудования не хватает, то четырёх-пяти человек. Больше – не реально, потому что если у нас будет ра- ботать пять человек, то один уже практически всегда будет не удел, проще говоря – бездельничать. Здесь дополнительная нагрузка ложится на преподавателя, он должен всё скоординировать и организовать. Эта проблема решается за счет того, что выкраивается и переделывается план проведения практикума так, что одна работа, как минимум четырехчасовая, посвящается знакомству с оборудо- ванием, работе на приборах, включая самые элементарные приборы (аналитиче- ские весы, технические весы, приборы для измерения плотности, методика изме- рения плотности и т. д.). Потому что, как это ни странно, человек проходит самые разные курсы, включая метрологию, пользуется измерительным инструментом применительно к конкретной детали, а не тому заданию, которое на метрологии дали. Здесь отсутствуют, с нашей точки зрения, комплексность и межпредмет- ность при изучении естественно-научных, технических и технологических дис- циплин. Можно сказать – сказал технико-технологических, потому что у техни- ческих и технологических предметов в реальности содержание может перекликаться, но методология отличается, поскольку, как мы все понимаем, во- дить машину и знать устройство автомобиля – совершенно не одно и то же. В этом плане, допустим, сопромат будет технической дисциплиной, а все сведе- ния, которые касаются термической обработки, будут уже технологическим сег- ментом. И процесс преподавания при этом требует совершенно разной методо- логии. Поскольку изначально студенты и курсанты не ориентированы на работу в такой технической лаборатории, то приходится все-таки перераспределять время и выкраивать для этого полноценное четырёхчасовое занятие. Какие здесь сложности? Сложности заключаются в том, что ни студенты, ни курсанты не хо- тят работать самостоятельно: студенты еще хотят, а вот, как это ни парадок- сально, курсанты к самостоятельной деятельности у нас не приучены от слова совсем, они привыкли делать то, что скажут, то, что перед этим покажут «от и до» и отработают и ними поэлементно. Более того, это же происходит и с нашими слушателями, с которыми работают по системе заочного обучения и по роду своей деятельности относятся к спасательным и противопожарным служ- бам. (Обычно ты слышишь на свой вопрос примерно следующий ответ: «Да, я не так сделал, не построил график, который вы нарисовали на доске, но вы мне не задали полный алгоритм действий»). И это вторая особенность многих обучаю- щихся, носящая психологический характер. Пот почему требуется как минимум
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=