Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 122 А. М. Смирнова, Н. М. Твердынин Академия гражданской защиты МЧС России им. генерал-лейтенанта Д. И. Михайлика (Химки, Россия) ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЮ В ВУЗАХ И КОЛЛЕДЖАХ Аннотация. В работе затронут ряд методических аспектов преподавания матери- аловедения и смежных дисциплин у студентов и курсантов Академии гражданской защиты МЧС России. Основные положения представляемой работы связаны с повы- шением качества образовательного процесса за счёт более полного ознакомления обу- чающихся со спецификой проведения учебно-лабораторного эксперимента, включая их индивидуальную и коллективную учебную деятельность. Ключевые слова: методика, преподавание, высшая школа, лабораторный практикум. Методические аспекты обучения материаловедению и смежным дисципли- нам важны для многих вузов технологического профиля, как осуществляющих подготовку инженерных кадров [1, с. 6–11], как педагогических [2, с. 72–74]. Сюда же относятся и вузы системы МЧС. В процессе обучения по таким дисциплинам как «Материаловедение», «Эксплуатационные материалы», «Материалы компьютерной техники и сете- вого оборудования» и ряду других смежных курсов крайне важно чтобы был налажен качественный лабораторный практикум. Это далеко не простая задача. Практика показала, что, сейчас в школах практически свернуты все лаборатории и большинство занятий, где школьники должны знакомится с с реальными объ- ектами и их взаимодействием проводятся у нас в виртуальном виде. Многие сту- денты и курсанты, придя в стены нашей Академии, не могут держать пробирку, пугаются всякого прибора. Зато все (скорее, достаточно многие) очень здорово «моделируют на компьютере» или же полагают, что умеют это делать. В связи с этим оказалось, что когда человек попадает в лабораторию, то он не знает (хотя с ним, разумеется, провели инструктаж) как работать с приборами и оборудова- нием. Лабораторные работы по физике, химии, биологии в общеобразовательной школе практически сошли на нет, поэтому в целом нет таких обучающихся, ко- торые хотя бы на начальном уровне владели тем, что называется культурой ла- бораторного исследования. С другой стороны, нет активизации межпредметных связей между тем что курсант или студент, может быть, и слышал или видел на уроках химии или физики и тем что ему предстоит в работе с реальными мате- риалами и конструкциями, с моделированием различных технологий в ходе проведения лабораторного практикума. например, исследование свойств эксплу- атационных материалов. В конкретике это может быть изучение влияния темпе- ратуры, воздействие других параметров на те же эксплуатационные материалы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=