Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 120 предмета «Труд (технология)» [1] и с учетом разработанных методических реко- мендаций [2]. Поэтому перед вузами, реализующие программы бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» (44.03.01 и 44.03.05) с профилем «Технология» («Труд (технология)») стоит достаточно непростая за- дача – организовать и провести учебные занятия в рамках реализации основной профессиональной образовательной программы по формированию готовности будущих учителей труда (технологии) к обучению школьников технологиям об- работки пищевых продуктов. При организации процесса обучения и определе- нии структуры и содержания образования в рассматриваемой области необхо- димо ориентироваться на методические рекомендации, разработанные рабочей группой программы «Ядро высшего педагогического образования». Обучение будущих учителей труда (технологии) обработке пищевых продук- тов имеет свою специфику, т. к. вся работа опирается на обработку продовольствен- ного сырья, у которого существует ограниченный срок годности и имеются требо- вания к условиям хранения. К хранению продуктов всегда могут возникнуть вопросы у проверяющих инстанций, а также возникнет необходимость ведения со- ответствующей документации, которая тоже будет подлежать проверке. В ТГПУ им. Л. Н. Толстого изучение будущими учителями труда (технологии) технологий обработки пищевых продуктов проводится в рамках освоения дисци- плины «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» на базе универ- ситетского комбината общественного питания (столовой), т. к. его помещения соот- ветствуют действующим санитарно-гигиеническим правилам, а благодаря этому нет необходимости для одного раздела дисциплины «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» соответствующего предметно-методического модуля обору- довать специализированный кабинет для проведения практической подготовки. Обучение будущих учителей труда (технологии) обработке пищевых про- дуктов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для обеспече- ния эффективности и качества образовательного процесса. Рассмотрим их далее. 1. Проведение инструктажей и контроль за соблюдением требований охраны труда. В помещениях для приготовления пищи общепита действуют тре- бования санитарно-гигиенических правил и норм, а также правила безопасности (т. к. возможно воздействие опасных и вредных производственных факторов, среди которых можно отметить высокую температуру, острые кромки кухонных инструментов, электрический ток и др.). Поэтому вопросам охраны труда, в т. ч. проведению инструктажей и контролю за соблюдением установленных правил необходимо уделять особое внимание. Целесообразно первое занятие семинар- ского типа (лабораторную работу) сделать вводным и рассказать об учебном по- мещении (подразделении, на базе которого проводятся занятия) и о правилах без- опасности и производственной санитарии. 2. Использование наглядных пособий, это позволяет усвоить материал на более высоком уровне, сделает образовательный процесс более доступным и по- нятным, визуализируя основные моменты и особенности технологий обработки пищевых продуктов. В результате значительно упрощается освоение новых тех- нологий и рецептуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=