Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 103 движущая сила процесса обучения, позволяющая сформировать более глубо- кие знания и компетенции у будущих учителей труда (технологии), т. к. при наличии мотивации у обучающихся более осмыслены образовательные по- требности [4]. 2. Формирование потребности профессионального самосовершенствова- ния. В процессе освоения будущими учителями труда (технологии) образова- тельной программы важно предусмотреть возможности получения наряду с ос- новным профессиональным образованием дополнительного. В соответствии с действующим законодательством, студенты, не имеющие профессионального образования, могут обучаться по дополнительным профессиональным програм- мам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), но в этом случае документ о дополнительном образовании они могут получить только по- сле получения документа об образовании с присвоением квалификации. Такие образовательные программы, если они отвечают потребностям обучающихся могут закрыть потребность в актуальных знаниях и умениях, получение которых не предусмотрено в рамках основной профессиональной образовательной про- граммы, например на старших курсах по ФГОС ВО предыдущего поколения. 3. Создание ситуаций успеха. В рамках данного направления работы отме- тим, что ситуации успеха в процессе обучения формируют предпосылки к успешному преодолению трудностей и стремление к получению новых знаний. Не следует злоупотреблять созданием таких ситуаций. Для успевающих студен- тов ситуации успеха действительно могут повысить мотивацию к обучению, но создание таких ситуаций в избыточном количестве могут сформировать ложное представление у обучающихся о своей успешности, а у неуспевающих студен- тов, у которых отсутствует мотивация к получению новых знаний, может созда- ваться неверное представление о требованиях, предъявляемых к освоению ре- зультатов образовательной программы. 4. Использование групповой формы организации учебных занятий. В ТГПУ им. Л. Н. Толстого на кафедре технологии и сервиса данная форма активно ис- пользуется в процессе практической подготовки (в рамках изучения дисциплин «Мехатроника и робототехника», «Электротехника и электроника», «Цифровые технологии в профессиональной деятельности», «Охрана труда в образователь- ных организациях» и др.) и показала свою эффективность, не только в процессе формирования мотивации, но и навыков работы в команде. Работа со сложными кейсами в групповой форме способствует развитию умений планировать и орга- низовывать собственную деятельность. В заключении можно сделать вывод, что успешное формирование мотива- ции у будущих учителей труда (технологии) – бакалавров педагогического обра- зования – это сложный непрерывный организационно-педагогический процесс взаимодействия структурных подразделений образовательной организации, реа- лизующей программы высшего образования. Но ключевым условием, от кото- рого зависит эффективное формирование мотивации – это личная заинтересо- ванность обучающихся в получении качественного образования и планировании будущей профессиональной карьеры.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=