Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2025 102 А. Н. Сергеев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДА (ТЕХНОЛОГИИ) – БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Аннотация. В статье рассмотрены условия и особенности формирования моти- вации при подготовки будущих учителей труда (технологии). Рассмотрены такие ас- пекты, как формирование положительного отношения к познавательной активности, формирование потребности профессионального самосовершенствования, создание си- туаций успеха и использование групповой формы организации учебных занятий. Ключевые слова: высшее педагогическое образование, учитель труда (техноло- гии), мотивация, познавательная активность, самосовершенствование. Эффективность профессиональной подготовки будущих учителей труда (технологии) напрямую зависит не только от качества разработанной структуры и содержания основных профессиональных образовательных программ, органи- зации процесса обучения, но и от внутренних установок обучающихся, централь- ным фактором которых является их мотивация. Под мотивом в большинстве научных работ в общем смысле понимается движущая сила, побуждающая чело- века к деятельности [1]. В данной статье мы на основе нашего опыта определим, от каких факторов зависит формирование мотивации у будущих учителей труда (технологии), обучающихся по программам бакалавриата направления «Педаго- гическое образование». 1. Формирование положительного отношения к познавательной активно- сти. Познавательная активность в научной литературе имеет ряд трактовок, большая часть которых имеет отношение к школьникам (Я. А. Коменский, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др.). Мы в своей работе будем придерживаться точки зрения Б. Ф. Аханова, который под познавательной активностью пони- мает «стремление мыслить самостоятельно, обнаружить свой подход к реше- нию поставленной задачи (проблемы), готовность самостоятельно получить знания и сформировать критический подход к суждению других и независи- мость собственных суждений» [2]. Автор также отмечает важную особенность «активность студентов пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия» [2], т. е. в процессе освоения профессиональных образовательных программ научно-педагогическим работникам необходимо создавать предпо- сылки для постоянного поддержания познавательного интереса у обучаю- щихся. И. С. Вебер в своей статье отмечает, важную особенность познаватель- ной активности – это «один из важнейших мотивов учения» [3], т. е. это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=