Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 47 В результате снижения возраста приобщения к трудовому обучения расши- ряется область профессионального образования. В ряде стран рассматривает- ся возможность осуществления начальной профессиональной подготовки, на- чиная с дошкольного возраста с использованием методических наработок высшего звена в системе профессиональной подготовки – используя научно- методические и практико-ориентированные наработки высших учебных заведе- ний. В этой связи следует использовать опыт таких учебных заведений, как Child Development Institute (Грузия), Lancaster University Pre-School Centre (Ве- ликобритания), State Institute of Early Childhood Research (IFP, Германия), рас- сматривающих учебную дисциплину «Технология», как системообразующую, способную сформировать, развить и усовершенствовать важнейшую сферу жизнедеятельности – технологическую. Развитие технологического образования следует рассматривать как процесс приобретения новых знаний и навыков. Исследование процесса взаимосвязи учебных дисциплин «по вертикали» (для различных возрастных групп) показы- вает, что исходное технологическое знание, накапливаясь на каждом уровне пе- реходит в «новое» знание на более высоком уровне. Указанные знания форми- руются в соответствии с требованиями учебной программы дисциплины «Технология», как комплексной учебной дисциплины, изучение которой требует знаний в таких отраслях науки, как математика, физика, химия, история, геогра- фия, литература и др. Поэтому учебную дисциплину «Технология» следует рас- сматривать как тот базовый стержень, наличие которого позволяет формировать подготовку учащихся на всех уровнях реализации образовательного процесса. Естественно, что основу учебной дисциплины «Технология» составляет изучение таких образовательных линий, как технология обработки материалов, техническое творчество, художественная обработка материалов и т. п. В каче- стве предметов труда, изготавливаемых учащимися в процессе обучения, пред- ложены разнообразные художественные, технические объекты, предметы бы- тового и культурного назначения, создание которых связано с такими технологическими операциями, как, точение, сверление, фрезерование, шлифо- вание по предварительно размеченным заготовкам. Предметы труда украшаются элементами резьбы, живописи, графики с ис- пользованием способов инструментальной плоскостной и объемной разметки, термической и химико-термической обработки материалов, подготовки составов и защиты с их помощью поверхностей изделий. Это требует знания в области: – математики и таких ее разделов как, геометрия, тригонометрия, алгебра; – химии – неорганическая и органическая химия, кислоты и щелочи, рас- творитель, лаки и краски и т. п.; – биологии – знание и изучение объектов живой природы; – географии – знания о природных явлениях и т. д. При необходимости, можно найти элементы проявления учебной дисцип- лины «Технология» в любой из изучаемых учебных дисциплин. Более того, «Технология» по праву является основой формирования внеклассной и вне-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=