Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы

Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 45 3) какова роль и место данной дисциплине в системе непрерывного разви- вающегося образовательного процесса. Предметом исследований явились учебные программы и концепция разви- тия предметной области «Технология» в Республике Беларусь, странах ближне- го и дальнего зарубежья. Проведен анализ факторов, определяющих структуру и степень наполнения принятых к обучению образовательных линий, а также проанализирована целевая направленность образовательного процесса в рамках учебной дисциплины «Технология» [3–5]. Обучение дисциплине «Технология» должно производиться в единой системе профессионального образования. В каждой стране создаются собственные национальные системы профес- сионального образования. Их построение, как правило, не носит характера сис- темы, а призвано решать сугубо утилитарные проблемы становления и профес- сионального роста подрастающего поколения. В США система профессионального образования основывается в форме профессиональной подготовки рабочих кадров на базе учащихся 10 класса 12-летней средней школы. При этом имеется три типа программ (профилей): общего, академического и профессионального направления. Профессиональ- ный профиль дает подготовку по определенной профессии или группе профес- сий как начальный этап профессиональной карьеры. Рабочие кадры готовят также непосредственно на производстве, т. е. в воз- расте 18 и более лет. Однако, ни о какой «непрерывности» профессиональной подготовки кадров речи не идет. Качество профессиональной подготовки моло- дежи в США удовлетворяет заказчиков, и ее система настроена на необходи- мость гибко реагировать на изменения ситуации на рынке труда. Профессиональное образование Англии включает несколько ступеней: низ- шую, среднюю, высшую. Низшее профессиональное образование организуется, главным образом, промышленными и коммерческими фирмами на основе учени- чества. Средняя ступень профессионального образования реализуется в раз- личных центрах. Подготовка кадров массовых профессий в Германии осуществляется через ученичество на предприятиях. Такой подход предусматривает профессиональ- ное обучение на производстве с обязательными занятиями в сопровождающей государственной профессиональной школе по 10 часов в неделю. Отбор уча- щихся производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом исполь- зуются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Во Франции начальное образование для детей начинается с 6 лет и длится до 11 лет. Затем они переходят в колледж, где обучение длится 4 года. Боль- шинство детей продолжают обучение либо в общественном, либо в профессио- нальном лицее, после окончания которых может быть присвоено звание бака- лавра по определенному профилю. Все бакалавры имеют право продолжить обучение в вузах. Обучение производится в профессиональных и общеобразо- вательных лицеях. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные специалисты, которым выдается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=