Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 2. Актуальные проблемы экономики и экономического образования 249 щика и т. д. [9]. Необходимо иметь в виду, что каждый человек, в том числе и школьник, имеет конкретное экономическое окружение, и поэтому для него целесообразно предусмотреть возможность получения в школе системных зна- ний о региональной экономике. Важно также не забывать, что экономическая наука не ограничена рамками «economics» (конец XIX начало XX века). На наш взгляд, общие базовые пред- ставления о современных экономических теориях и взаимоотношениях различ- ных сфер знаний (например, новая институциональная экономика, экономика и экология, экономика и право и т. д.) или, по крайней мере, изучение их основ- ных проблем и важных аспектов весьма необходимы современному молодому человеку. Такие знания будут способствовать формированию объективных взглядов на современную науку, развитию у школьников целостного мировоз- зрения. Поэтому базовая подготовка в области экономики, по нашему мнению, должна носить в большей степени социально-экономический характер [5]. Всё перечисленное доказывает, что предметная область «экономика» в школе требует специального научного обоснования, а современное экономи- ческое образование в российских школах необходимо совершенствовать, начи- ная, прежде всего, с регионального уровня. Анализ исходной ситуации в целом позволяет сделать следующий основ- ной вывод: в России создана база совершенствования школьного экономиче- ского образования, в т. ч.: возможности интеграции науки и непрерывной сис- темы экономического образования; удачный опыт работы по школьному экономическому образованию, в подготовке учителей экономики и преподава- телей педагогических университетов, в разработке и издании учебно- методических пособий и периодических изданий; высококвалифицированные преподаватели; специальные организационные структуры для проведения соот- ветствующих исследований с последующим внедрением их результатов в учеб- ный процесс; органы, координирующие функции по развитию системы школь- ного экономического образования в каждой области. Основная содержательная идея, рассматриваемая нами в качестве системо- образующего фактора для региональной системы школьного экономического образования, заключается в следующем. Школьники будут лучше ориентиро- ваться в экономике, исходя из системных знаний окружающего экономического мира, его структурных взаимосвязей. Необходимо, кроме того, общее понимание проблем трансформационных процессов в России и социально-экономических тенденций. При этом знание региональных особенностей позволит лучше ори- ентироваться и адаптироваться к местным условиям. Отдельные рассматриваемые элементы и аспекты использованы авторами других подходов в качестве основы для программ обучения экономике в школе. Наш подход отличается, прежде всего, системным представлением рыночной экономики. На наш взгляд, изучение экономики в школе только как логической последовательности научных абстрактных категорий в соответствии с уровня- ми экономического анализа (микроэкономика, макроэкономика, международ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=