Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: XVIII Всероссийская научно-практическая конференция 248 характера может быть представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, тем и конкретной учебной информации или в рамках спецкурсов и факультативов [3]. Вопросы преемственности школьного и вузовского экономического обра- зования представляются нам сейчас наиболее важными. В связи с этим содер- жательный подход, на основе которого построена практика экономического об- разования в школе, требует особого внимания. Проведенный анализ учебных планов и программ по экономике, и, кроме того, подходов, разработанных в рамках ряда международных проектов и организаций, а также ряда авторских программ показал, что в их основе лежит базовый подход, который ориентиро- ван на изучение экономики в школе как экономической теории. Акцент здесь делается на изучение определенного конкретного перечня экономических кон- цепций в рамках «economics». При этом необходимо помнить, что «economics» в целях выяснения законов экономических взаимодействий, функционирования рыночных экономических систем на различных уровнях – хозяйства страны в целом (макроэкономика), отдельного экономического субъекта (микроэконо- мика), международной экономики. Макроанализ является целесообразным для разработки принципов соответствующей экономической политики государства. Микроанализ осуществляется на уровне экономических единиц, в качестве ко- торых рассматриваются домашние хозяйства и предприятия. Роли конкретного человека в экономике и обществе в этих теориях не рассматриваются. В связи с этим закономерен вопрос о преемственности общеобразовательного и профессионального уровней экономического образования. Необходимо ли и в какой мере изучать «economics» в российских общеобразовательных шко- лах? При ответе на этот вопрос чаще всего делаются ссылки на зарубежный, прежде всего американский, опыт обучения экономике в школе, где сформули- рован перечень экономических понятий (концепций), который последовательно из года в год изучается школьниками [6]. Наиболее распространенные учебные программы по экономике, исполь- зуемые в российских школах, главным образом копируют данный подход, ко- торый по своей сути является аналитическим. Предметной областью при этом подходе является экономика как экономическая наука, рассматривающая эко- номические процессы на микро-, макро- и мировом уровнях. Такой подход, по нашему мнению, возможен только для определенных целевых групп старше- классников – учащихся экономических классов и школ в рамках специализиро- ванных курсов или факультативов. Весьма важные другие системы взаимосвязаны в обществе (например, эко- номика и правовая система, экономика и политика, экономика и экология) в этом подходе не учитывают. Кроме того, для молодого человека, вступающе- го во взрослую жизнь, важно представлять свое место в обществе и в реальном экономическом мире, и поэтому целесообразно уже в школе знать условия жизни и профессиональной деятельности отдельного человека и его возможные функции – избирателя, потребителя, работника, собственника, налогоплатель-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=