Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы
Секция 1. Актуальные проблемы, перспективы развития и инновационные подходы в технологическом образовании 101 дачи показывает их творческие возможности, умение мыслить оригинально и в целом их творческое развитие. Большое значение в организации творческой деятельности школьников име- ет доступность предлагаемых технических задач и заданий. Сложность их долж- на быть согласована с «шагом» творческого развития школьников. Психологами установлено, что каждый человек имеет свой «шаг» творческого развития. За- медление развития, а тем более ускорение всегда приводят к нежелательным по- следствиям. Данное требование порождает новое – умелое сочетание индивиду- альной и коллективной творческой деятельности школьников, которое хорошо проявляется в кружковой, внеурочной деятельности детей [4]. Большую роль в развитии технического творчества играет проектная дея- тельность. По замыслу авторов технологии на выполнение проектов отводится вся четвёртая четверть. К сожалению, сейчас количество часов на предмет и на проектную деятельность резко сократилось, поэтому большую часть проекта школьникам приходится выполнять дома. В помощь учителям технологии одним из первых в стране было выпущено учебно-методическое в котором разработано организационно-методическое обеспечение работы с творческими проектами, история метода проектов, во- просы содержания деятельности учителя и ученика, выбора темы, этапов рабо- ты, оформление проекта, критерии оценки, экономическое обоснование, поря- док защиты и др. [6]. С целью представления возможности школьнику большего времени для творческой деятельности, устранения рутинной работы вместо пояснительной записки заполняется рабочая тетрадь для 5–7 классов (для мальчиков), которая может быть использована как для работы на уроках технологии, так и для выполнения домашних заданий по проектам [7]. Позже было разработано научно-педагогическое обеспечение работы с творческими проектами; модели проектной деятельности и ее компоненты; структурные компоненты проектной деятельности; методы обучения школьни- ков проектной деятельности; обоснован метод проектов как средство развития личности школьника на уроках технологии и др. [2]. Кроме уроков технологии творческие способности к технической деятель- ности можно развивать во внеклассной работе по технологии. Традиционными стали такие формы работы как недели науки и техники или недели технологии; выставки технического творчества; конкурсы профессионального мастерства, викторины, олимпиады, соревнования, научно-технические конференции и др. Активно работают и объединения технического творчества, как в учебных за- ведениях, так и в системе дополнительного образования детей [1]. В начале 90-х годов прошлого века система дополнительного образова- ния была практически разрушена, и только к началу ХХI века началось её возрождение и подъём. К сожалению одно из ведущих направлений деятель- ности учреждений дополнительного образования – техническое творчество так и не удалось довести до уровня прошлых лет. Причин здесь много: это необходимость серьёзной материально-технической базы, станочного парка, высокая стоимость материалов и инструментов, низкая оплата педагогов до-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=