Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки

74 – способствование снятию тревожности и напряженности в диаде роди- тель- ребенок; – формирование и развитие навыков конструктивного взаимодействия в диаде родитель-ребенок [1]. Исходя из задач по работе в детско-родительских парах с тревожным ре- бенком можно составить следующие методы работы: 1. Дифференцированный индивидуальный подход к занятиям с учетом особенностей ребенка и родителя; 2. Выбор заданий, которые соответствуют не столько уровню актуального развития ребенка и готовности родителя, сколько зоне их ближайшего развития; 3. Принцип интериоризации: взрослый выступает носителем определенно- го способа действия, который ребенок усваивает сначала во внешнем плане, за- тем во внутреннем. То есть ребенок постепенно сам становится носителем это- го способа и может осуществлять перенос определенных действий с одного предмета на другой, из одной ситуации в другую; 4. Организация развивающей программы для родителей, в рамках консуль- тирования и тренинга (сюжетно-ролевой игры; принятие самих себя и ребёнка; умение слушать и быть услышанным); 5. Организация коррекционно-развивающей программы в рамках ведущего вида деятельности ребенка (сюжетно-ролевой игры и учебной деятельности) и готовности к сотрудничеству родителя; 6. Проведение занятий с ребенком и родителем с учетом готовности их эмоционального состояния [5]. «Исцеляющими» факторами являются групповая сплоченность и поддерж- ка, реализация альтруистической потребности, освоение новых ролей и проявле- ние латентных качеств личности, получение обратной связи в условиях особой, демократической атмосферы, обусловленной равенством прав и обязанностей. Основной техникой работы являются техники и приемы арт-терапии. Та- кая работа направлена на то, чтобы с помощью творческой активности полу- чить новый опыт общения. Выбор арт-терапевтических техник обоснован тем, что дети могут затрудняться в словесном описании своих переживаний. И для них более естественно выражать их в изобразительной деятельности и иных формах творческой активности [3]. И главное – сам процесс спонтанного творчества. Как писал Л. С. Выгот- ский, с одной стороны, чувство включается в соответствующие образы, с дру- гой – само воображение влияет на чувство. Следовательно, психолог может со- действовать доброжелательному настрою ребенка через художественное твор- чество, используя при этом терапевтическое рисование для моделирования раз- личных эмоций [5]. Литература 1. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком... Как? / Ю. Б. Гиппенрей- тер.– М.: АСТ, 2016. 2. Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин.– М.: КСП, 2013.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=