Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

180 Как было сказано выше, процесс формирования новых образов воображения основывается на прожитом опыте. Чем полнее и разнообразнее опыт человека, тем многообразнее запас для создания новых образов. У детей с данным нару- шением из-за повреждения слуховой функции имеются трудности в приобрете- нии опыта, так как влияние окружающей среды снижено, коммуникация осу- ществляются сложно. Вследствие этого деятельность ребенка упрощается, ре- акции становятся однообразными, а это серьезно сказывается и на развитие во- ображения. Также для детей с нарушением слуха особенности в развитии вооб- ражения объясняются тем, что становление речи имеет медленный темп, фор- мируются своеобразный смысл слов, а также присутствует отставание в разви- тии сюжетно-ролевой игры. Как выявила Г. Л. Выгодская, игры детей с нару- шением слуха отличаются шаблонностью и часто являются обычным подража- нием [2]. Дети с нарушением слуха часто не способны применять предметы- заместители. Таким образом, уже на самых начальных стадиях онтогенеза дети начинают отставать в развитии воображения в сравнении со слышащими свер- стниками. Это существенно осложняет формирование новых образов. Таким образом, отставание детей с нарушением слуха в развитии творческого вообра- жения объясняется недостаточностью их сенсорного опыта, его малым разно- образием, а главное – несформированностью комбинаторных механизмов вооб- ражения, что приводит к трудностям в переструктурировании прошлого опыта. Именно поэтому важно развивать творческое воображение ребенка не только в специальных учреждениях вне дома, но и под контролем родителей, ведь любая культурная деятельность обязательно имеет опору на воображение. Развитие воображения – основа воспитания творческой личности. Семья явля- ется первоначальным институтом социализации ребенка, благодаря которому формируются не только его интеллектуальные и творческие способности, но и происходит становление личности в целом. Для развития воображения родителям необходимо не только владеть ин- формацией о данном психическом процессе, а именно: о видах воображения, способах возникновения новых образов, этапах развития воображения, но и правильно организовывать работу по развитию воображения. Так, например, необходимо использовать разнообразные материалы в процессе развития вооб- ражения: лепка из пластилина, рисование красками, карандашами, мелками и т.д. Использовать нетрадиционные техники рисования. То есть всячески под- держивать стремление ребенка проявить свою фантазию. Также необходимо чаще использовать ролевые игры, придуманные в бытовой ситуации, ведь именно игра является сильным стимулом к проявлению фантазии. Чтение ху- дожественной литературы ребенку, посещение разнообразных культурных ме- роприятий, поддержка ребенка в его играх и фантазиях, обогащение детской речи и формирование активного словаря – использование данных способов дает возможность достигнуть компенсаторного развития воображения. Существуют специальные упражнения по развитию воображения детей с нарушением слуха.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=