Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

164 По итогам проведенного диагностического обследования нами было выяв- лено, что межличностные отношения старших дошкольников с задержкой пси- хического развития характеризуются: недостаточным развитием социального интеллекта; низким уровнем развития коммуникативных качеств; восприятием другого, как носителя определенного оценочного отношения к себе; низким уровнем социометрического статуса и заинтересованности детей в общении со сверстниками . На основе результатов диагностики нами была разработана коррекционно- развивающая программа по оптимизации межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которая решала следующие задачи: – Поднимать социометрический статус (от отверженных до лидеров), соз- давая ситуацию успеха в процессе игровой деятельности; – Развивать межличностную привлекательность ( заинтересованность детей в общении со сверстниками) посредством игр-комплементов, в которых дети должны делать комплементы друг другу, видеть и подчеркивать положитель- ные качества сверстника; – Развивать умение применять на практике навыки конструктивного пове- дения в конфликтных ситуациях, предлагая детям игры-пантомимы и психо- гимнастические этюды; – Развивать умение распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции посредством игр без слов; – Стимулировать взаимопомощь в игре, проводя игры-занятия, предпола- гающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной игровой деятельности; В процессе реализации коррекционно-развивающей программы необходи- мо проводить консультативную работу с родителями на предмет важности от- работки полученных детьми навыков на занятиях в семье. Мы рекомендуем ро- дителям: – создавать ситуации успеха в бытовой деятельности, которые способст- вуют развитию адекватной самооценки ребенка, и тем самым отражаются на его социометрическом статусе в группе; – подчеркивать положительные качества каждого члена семьи посредством комплементов, что позволит развивать их межличностную привлекательность; – учить разрешать возникшие конфликты со сверстниками конструктив- ным способом в процессе ежедневного взаимодействия с окружающими; – помогать распознавать эмоциональные реакции членов семьи, стимули- ровать проявление эмпатии и способствовать адекватному выражению своих эмоций; – показывать на собственном примере, что нужно делиться с близкими людьми, помогать им в процессе совместной деятельности, что способствует стимуляции взаимопомощи. Необходимо понимать, что реализация всех этих задач должна происхо- дить комплексно, без их разделения, в процессе повседневной семейной жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=