Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
135 мированию или развитию навыка. Реальность такова, что очень часто в семьях начинает формироваться такое понятие как гиперопека, это происходит по ряду причин, в основном это отсутствие свободного времени. Многие школьники с аутизмом посещают дополнительные занятия, проходят различные курсы реа- билитации и попросту не успевают отрабатывать задания педагога. Первооче- редной задачей специалиста становится объяснение родителю важности овла- дения данными навыками. Умение читать и писать, конечно, важно и нужно, но при этом неумение самостоятельно выбрать и надеть одежду, согласно погоде, значительно снижает человеческую независимость. В опыте отечественных и зарубежных специалистов накоплено множество знаний по вопросу формирования социально-бытовых навыков. Мы знаем, что для освоения навыка ребенку с аутизмом необходима визуальная опора. Об этом свидетельствуют и многочисленные исследования данной проблемы, и сами люди с аутизмом, которые достигли высокого уровня социализации. Инструкции, которые озвучивает взрослый, не всегда находят отклик у ребенка. Часто, услышав что-либо, ребенок просто не реагирует должным образом на звуковой сигнал. Происходит многократное повторение одной и той же инст- рукции, ребенок чувствует нарастающее беспокойство и может проявлять нега- тивное поведение. Работа с визуальной опорой позволяет исключить такого ро- да ошибки. Любой навык, формированием которого занимается специалист, следует разбивать на цепочку маленьких шагов, визуализируя каждый шаг. При выполнении каждого действия необходимо обращать внимание ребенка на ви- зуальное изображение этого действия. Таким образом, постепенно, ребенок привыкает обращаться к расписанию, проявляет первые самостоятельные шаги, опираясь на визуальную поддержку. Специалист обучает ребенка, имея для этого достаточно знаний и в пра- вильно организованной среде. Начинается обучение с полной физической под- сказкой педагога, на этом этапе специалист методом «рука в руке» выполняет необходимую последовательность действий, попутно постоянно обращает вни- мание ребенка на визуальную опору. Со временем, доля участия специалиста в процессе выполнения задания, снижается до уровня вербальной подсказки. При успешном освоении этого этапа, специалисту требуется лишь иногда об- ращать внимание ребенка на визуальную опору. Так происходит усвоение на- выка. Путем многократного повторения однообразной цепочки действий с опо- рой на визуальное расписание. Часто происходит то, что на занятии ребенок уже овладел каким-либо навыком, но испытывает трудности с переносом этого навыка в любое другое место. Семья, с помощью специалиста, должна поста- раться организовать и дома правильную среду для успешного обучения. Любое визуальное сопровождение, которое используется на занятии, должно исполь- зоваться так же вне занятий. Визуальная опора является рабочим инструмен- том с доказанной эффективностью. Использование графических изображений в вопросе самообслуживания позволяет человеку с аутизмом, сохранить ин- тимность данного процесса по достижению определенного возраста. Родителям важно понимать, что дети растут, становятся подростками, а потом и взрослы-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=