Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2025
162 достижений педагогической науки в школьной практике» [6]. Как отмечает ав- тор, чтобы учителю добиться успехов в труде, свое самообразование ему необ- ходимо превратить в необходимый и творческий труд. Г. М. Коджаспирова определяет профессиональное самообразование как «многокомпонентную и профессионально значимую самостоятельную познава- тельную деятельность учителя, включающую общеобразовательное, предмет- ное, психолого-педагогическое и методическое самообразование» [4]. Она считает, что самообразование является средством самопознания и самосовер- шенствования. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности и помогает осмыслению педагогического опыта. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что профессиональное самообразование представляет собой процесс выявления учителем своих инди- видуальных и профессиональных возможностей на основе: знаний, умений и навыков, которые будут использоваться в педагогической деятельности (например, расширение теоретических знаний и их осмысления; умения решать педагогические проблемы различными вариантами; умения разрабатывать но- вые методики, приемы, формы); развития личностных качеств учителя. Профессиональное самообразование учителя представляет собой сложный конструкт, состоящий из профессиональных умений, которые являются состав- ной частью педагогических умений. С. П. Архипова определяет четыре группы умений профессионального само- образования: «выбор целей, выбор средств, самоорганизация, самоконтроль» [9]. А. К. Громцева выделяет «организационные и познавательные умения само- образования» [9]. Г. Н. Сериков выделяет умения и навыки самообразования, самооргани- зации и самоконтроля. «Первая группа умений направлена на работу с источ- никами информации: работа с книгой, электронными ресурсами. Вторая группа включает умения вычленять главное, систематизировать и обобщать имеющуюся информацию. К умениям самоорганизации Сериков Г. Н. относит умения самодисциплины, доведения начатых дел до логического завершения и умения самостоятельно воздействовать на эмоционально-волевой аппарат (самоубеждение, самоинструктирование, самонапоминание). Умения само- контроля включают умения соотносить предлагаемые усилия по организации самообразования и достигаемые результаты путем самоконтроля, самоана- лиза, самооценки» [9]. Т. Е. Климова по определению состава умений самообразования использует подход, базирующийся на этапах творческого самообразовательного процесса: «входить в рефлексивную позицию на всех этапах процесса самообразования; теоретическое осмысление различных источников профессионально-педагоги- ческой информации; творческое использование полученных знаний в професси- ональной деятельности; применять общенаучные и частнонаучные методы и их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=