Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2025
161 К. Э. Соломахина Научный руководитель – доктор педагогических наук, доцент С. В. Митрохина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ Аннотация. В статье рассматриваются вопросы самообразования учителя. Да- ется характеристика профессионального самообразования. Выделены умения про- фессионального самообразования учителя. Описан потенциал всех видов практик студентов в профессиональном самообразовании. Ключевые слова: профессиональное самообразование, учитель, умения про- фессионального самообразования. Самоутверждение учителя в профессиональной деятельности во многом за- висит от того, насколько удастся в годы обучения в вузе убедить в том, что рост профессионального мастерства зависит от его личностного саморазвития и само- совершенствования. Важно еще в вузе создать условия, которые направлены на подготовку к профессиональному самообразованию как средству достижения успеха в педагогической деятельности. Поэтому стоит рассматривать самообра- зование как неотъемлемую часть профессиональной подготовки. Проблемой самообразования занимались такие ученые как: А. К. Громцева, Н. В. Кузьмина, В. Н. Козиев, А. М. Матюшкин, Г. С. Сухобская, Н. В. Терехова, Г. К. Чернявская, Е. А. Щуклина и др. В психолого-педагогической литературе даются различные определения по- нятия «профессиональное самообразование». Ю. И. Кулюткина и Г. С. Сухобская понимают под профессиональным са- мообразование учителя – «вид творческой педагогической деятельности, в процессе которой учитель также, как и в своей профессиональной дея- тельности, решает определенные педагогические задачи, которые аналитически вычленяются из общей функциональной системы профессионально-педагогиче- ской деятельности для специального изучения» [5]. Стоит отметить, что педа- гогические задачи являются исследовательскими, а в их основе лежит педагоги- ческая проблема, которая подразумевает творческое преобразование учебно- воспитательного процесса. Т. А. Воронова подчеркивает, что профессиональное самообразование – это «систематическая самостоятельная познавательная деятельность учителя по овладению педагогической теорией и передовым педагогическим опытом, направленную на совершенствование педагогической деятельности» [1]. Л. И. Мнацаканян определяет профессиональное самообразование как «ло- гически стройную, четко спланированную систему, цель которой – реализация
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=