Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2025

13 В современных словарях можно увидеть следующее определение термину «fantasy» (фэнтези): «литературный жанр, возникший в первой половине XX сто- летия в англоязычной прозе; занимает промежуточное положение между науч- ной фантастикой и сказкой, ведет свою родословную от народных эпосов евро- пейских стран» [9]. Фэнтези имеет определенные отличия от произведений научно-фантастиче- ского жанра. Произведения, написанные в научно-фантастическом стиле, берут в основу научные теории и концепции, в то время как в фэнтези реальность пред- стает в волшебном облике. Фэнтези погружает читателей в воображаемые миры, где царит магия, не имеющая научного объяснения, а мифология играет главную роль в создании сюжета. Например, всемирно известная трилогия Дж. Р. Р. Тол- кина "Властелин колец" берет в основу скандинавские легенды. Научная фанта- стика стремиться объяснить все события и явления с точки зрения логики и обос- новать свои идеи научными принципами. Научная фантастика затрагивает проблемы развития технологий и ее влияния на будущее человечества. Напри- мер, Р. Бредбери в "451° по Фаренгейту" и Э. Уир в "Марсианине" раскрывают вопросы этики технологий, человеческого будущего и космических путеше- ствий. Также в монографии «Поэтика необычайного» Е.Н. Ковтун подчеркивает различие данных жанров: «Fantasy будто иронизирует над привычным: мы зани- маемся наукой, а в мире существует дьявол, герой не верит в вампиров, но вот его возлюбленная умирает при обстоятельствах, исключающих иные трак- товки»[7, c. 102]. Е. Н. Ковтун поясняет, что в произведениях жанра фэнтези «условность строится на основе посылки мистического, сверхъестественного и таинственного характера» [2]. Таким образом, основное различие между жан- ром фэнтези и научной фантастикой заключается в основе построения основного сюжета, где авторы фэнтези произведений вдохновляются мифами и легендами и строят сюжетные линии, включая свое воображение, а фантасты основываются на научных теориях. Становление жанра фэнтези в литературе обусловлено рядом культурных и исторических факторов, а его развитие можно проследить через несколько эта- пов, каждый из которых обогащал данный жанр новыми идеями и формами. Од- ним из ключевых элементов стало влияние мифологии и фольклора. Легенды и сказания античности и средневековья легли в основу фэнтезийных нарративов. Такие произведения, как «Сказания о короле Артуре», «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф», сочетающие в себе элементы истории, мифа и магии заложили ос- нову жанра. Авторы произведений выбирают свои способы создания фэнтезий- ных миров, переосмысливая мифы и легенды разных стран, обращаясь к истори- ческим событиям. Романтическое движение XVIII века и его представители Э. Лир и Дж. Макдональд дополнили фэнтези произведения глубоким символиз- мом и аллегорией. Э. Лир, известный своими лимериками, обращался к элемен- там детской сказки, изобретая яркие и запоминающиеся образы, но в то же время легкие для восприятия. Стихи Дж. Макдональда в противоположность Э. Лиру

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=