Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2025
122 В. А. Осташева Научный руководитель – канидат педагогических наук, доцент С. Г. Гладнева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ Аннотация. Статья рассматривает важность и особенности реализации форми- рования лингвистической грамотности с учетом специфики обучения иностранному языку, подчеркивая её значение как необходимого условия гармоничного развития личности и социальной активности. Обсуждаются ключевые этапы формирования лингвистической грамотности, включая снятие языковых трудностей, взаимодействие с контекстом и переход к продуктивным видам речевой деятельности. Ключевые слова: лингвистическая грамотность, функциональная грамотность, снятие языковых трудностей, обучение иностранному языку, речевые навыки. Различные исследователи уделяют значительное внимание вопросам фор- мирования грамотности как важнейшего фактора развития личности и общества. Так, по мнению В. А. Сухомлинского, умение ценить и чувствовать слово рас- сматривается в качестве одного из условий гармоничного становления человека, поскольку оно подводит к эмоциональной культуре и впоследствии содействует развитию моральных чувств [5, c. 87]. Сходные идеи о значимости языковых навыков отражаются и в работах К. А. Нурмуратовой, где отмечается, что высо- кий уровень функциональной грамотности даёт человеку возможность результа- тивно участвовать в жизни общества, саморазвиваться и достигать результатов, важных не только для личного, но и для социального прогресса. При этом, обще- ство нуждается в людях, способных к реальной практической деятельности, ори- ентированной на социально значимые достижения [2, c. 17]. С точки зрения Г. А. Рудика и А. А. Жайтаповой, функциональная грамот- ность определяется комплексом познавательных, эмоциональных и поведенче- ских умений, позволяющих личности взаимодействовать с окружающим миром и более широким сообществом, повышая качество жизни. В числе характерных черт функциональной грамотности часто выделяют ориентацию на решение по- вседневных задач, ситуативный характер проявления в конкретных социальных обстоятельствах и связь со стандартными (стереотипными) проблемами [4, c. 265]. Некоторые авторы подчёркивают, что функциональная грамотность предполагает наличие хотя бы базового уровня чтения и письма и нередко рас- сматривается в качестве параметра, применимого прежде всего к взрослому населению, поскольку она исторически была связана с необходимостью ликви- дировать неграмотность в кратчайшее время.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=