Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2025
106 Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и тоталь- ная цифровизация и секуляризация всех сторон общественной жизни в настоя- щее время трансформировало традиционное понимание христианской эсхатоло- гии, которое приобрело «цифровой» оттенок и большую антропологическую направленность, связанную, в первую очередь, с осознанием человеком конеч- ности своего бытия, собственной смертности и желанием продлить существова- ние после физической смерти в цифровом пространстве. Можно сказать, что характерной особенностью нашего времени является антропологический по- ворот в эсхатологии, на который, например, указывают такие авторы, как Жел- тикова И. В., Гусев Д.В. и др. и «цифровизация» таких основных понятий хри- стианской эсхатологии, как «смерть», «бессмертие», «загробная жизнь» и т. д. Стало возможным говорить о появлении «цифровой эсхатологии», разворачива- ющейся «вокруг человеческого тела, погружающегося в цифровые сети вещей» [2]. С точки зрения цифровой эсхатологии человек после физической кончины может продолжить свое существование в цифровом пространстве, благодаря оставшимся и содержащим большое количество информации личным аккаунтам в мессенджерах и социальным сетям, электронным почтовым ящикам, представ- ляющих собой информационное тело, неотъемлемую часть личности человека, иными словами, «цифровые останки», являющиеся, во-первых, цифровым сле- дом умершего человека и формой его присутствия в виртуальном мире, а, во- вторых, доказательством существования «цифрового послесмертия» и «цифро- вой загробной жизни». Более того, в рамках цифровой эсхатологии стало воз- можным говорить о достижении «цифрового бессмертия», ибо «цифровые останки» могут сохраняться достаточно большое количество времени, полная их ликвидация будет свидетельствовать о наступлении «цифровой смерти», под ко- торой следует понимать «полную ликвидацию цифрового следа человека после наступления смерти» [3, с. 1392]. Вопрос о достижении цифрового бессмертия, по верному замечанию Назаровой Ю. В., «связан, во-первых, с философией трансгуманизма, и, во-вторых, с идеей о том, что цифровизация помогает создать аналог бессмертия двух типов – бессмертия одностороннего и двустороннего» [См. подробно: 4, с. 96]. Проблемы цифровой смерти, цифрового бессмертия, цифрового послесмертия, цифровой загробной жизни в настоящее время очень актуальны и требуют дальнейшего переосмысления. Литература 1. Павлухина О. В. Антропологическое измерение христианской эсхатоло- гии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antropologicheskoe-izmerenie-hristianskoy- eshatologii (дата обращения: 13.03.2025). 2. Степанов М. А. Цифровая эсхатология // Новое литературное обозрение. 2018. № 1. С. 333–352. URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2018/1/czifrovaya- eshatologiya.html (дата обращения: 19.03.2025).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=