Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2025
105 Е. Г. Мартьянова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХРИСТИАНСКОЙ ЭСХАТОЛОГИИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ Аннотация. В статье рассматриваются основные понятие христианской антро- пологии в контексте эсхатологического мировосприятия. Делается вывод о том, что в цифровую эпоху происходит антропологический поворот в эсхатологии и «цифрови- зация» основных понятий христианской эсхатологии. Ключевые слова: христианская эсхатология, христианская антропология, цифро- вая смерть, цифровое бессмертие, цифровая загробная жизнь. Проблема осмысления вопросов жизни и смерти, поиска цели и смысла че- ловеческого существования никогда не потеряет своей актуальности. И в этом плане принцип антропологизма является неразрывно связанным с принципом эс- хатологизма, который является фоном для осмысления тем, связанных с судьбой и свободой человека, смысла его жизни и творчества в контексте идеи конца мироздания. Важно подчеркнуть, что антропологизм является одним из харак- терных черт христианской эсхатологии на всем протяжении ее исторического развития наравне с христоцентризмом, мессианизмом, сотериологией, историче- ским восприятием времени, «направленности на великую эсхатологию» [1], за- трагивающую конечные судьбы мироздания, но и на «наличие предпосылок для разработки малой, касающейся индивидуальной загробной судьбы каждого че- ловека» [1]. Человек, согласно христианской антропологии, создан по образу и подобию Божию и являет собой венец творения, гармоничное единство смертного тела и бес- смертной души. Человеческое тело материально, оно создано из «праха земного» (Быт. 2:7), подчинено законам животного мира и предназначено для ухода в иной, загробный мир. Душа есть «дыхание жизни» (Быт. 2:7), которое Бог «вдунул в лице его» (Быт. 2:7) при творении, бесплотное, бессмертное, духовное начало в человеке. Смерть с точки зрения христианской антропологии является результатом грехопа- дения и представляет собой временное разлучение души с телом, в результате ко- торого тело придается земле, а прошедшей через определенное количество воздуш- ных мытарств душе определяется соответствующее место до всеобщего воскресения мертвых в преображенных и физических телах во времена Второго пришествия Христа и Страшного Суда, на котором смерть будет упразднена и опре- делена окончательная участь каждого человека, т. е. вечная жизнь в Царстве Бо- жием для праведников и вечная жизнь в аду для грешников. Данное положение определяет как малую, индивидуальную эсхатологию, касающуюся посмертной (загробной) участи единичной человеческой души, так и большую, всемирную эс- хатологию, акцентирующую внимание на конечных судьбах земного мира.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=