Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

34 Все эти дальновидные прогнозы включены в формулировку долгосрочной цели Стратегии [6]: создание современной, эффективной и постоянно развиваю- щейся системы высшего образования, в центре которой ставится человек с его личностными качествами и интеллектуальным потенциалом, а сама она обеспе- чивает качественное, доступное, основанное на научных результатах и ориенти- рованное на рынок высшее образование. По словам В. Гюрова, формулировка долгосрочной цели Стратегии явля- ется серьезным вызовом традиционному образовательному процессу и препо- давателям университетов. Она требует обязательного соответствия новой андрагогической парадигме, которая постепенно вытесняет педагогическую. А это означает, что студенты должны восприниматься как партнеры в про- цессе обучения: они должны быть вовлечены при любой возможности в пла- нирование, реализацию, управление и контроль процесса обучения; они должны развивать необходимые им навыки обучения (чтобы справиться); они должны целенаправленно диагностироваться не только с точки зрения их ба- зовых знаний и навыков, но и с точки зрения их потребностей, интересов и планов на будущее [2, с. 16]. Все это подтверждает убежденность в том, что действительно роль образо- вания, и особенно высшего образования, в условиях динамично развивающихся общественных отношений чрезвычайно велика, и подчеркивает необходимость уделять больше внимания двум его основным свойствам [7, с. 5–6.]: – целесообразность и целенаправленность; – функциональность образования. Конкретизация долгосрочной цели по развитию высшего образования в Республике Болгарии выражается в практических шагах государства по вы- полнению своих обязательств перед общей ответственностью европейской семьи, а именно: гуманизация и демократизация образовательного процесса; предоставление возможностей для квалификации преподавателей и постдок- торантов, особенно в области преподавания иностранных языков, новых ме- тодов обучения и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Реализация этих шагов также включает: активное вовлечение студентов в процессы повышения качества высшего образования и его совместимости с европейскими системами высшего образования; создание устойчивой и эф- фективной связи между высшими учебными заведениями и рынком труда; стимулирование совместной разработки учебных планов и программ с пред- ставителями бизнеса; развитие электронных форм дистанционного обучения; увеличение числа преподавателей, вовлеченных в формы повышения квали- фикации, особенно в области педагогики и андрагогики; разработка и при- менение методов обучения, адаптированных к потребностям студентов; уве- личение количества и качества научных исследований и результатов; повышение качества и улучшение реализации выпускников в результате со- зданной конкурентной среды; создание профилей компетенций для каждой специальности и т. д.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=