Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

231 В таких нетрадиционных видах урока, как викторина, игра, олимпиада, урок-турнир и т. п. присутствует соревновательный метод и все данные формы уроков могут активно использовать преподаватели различных предметов. Использование данного метода в образовательном процессе позволяет сти- мулировать учащихся на выполнение определенных задач, повышает их интерес и делает их деятельность более увлекательной и эмоционально насыщенной, что в совокупности эффективно сказывается на учебно-воспитательном процессе и позволяет достигнуть более продуктивных результатов. Соревнование развивает стремление к приобретению важных качеств соб- ственной личности и непрерывному совершенствованию своих навыков. Кроме того, повышается степень требовательности к другим людям и навыки оказания взаимопомощи и взаимовыручки. На занятиях используются несколько форм соревнований. Например, сорев- нование между группой ребят проходит очень активно. В ход могут идти штраф- ные баллы из-за несдержанности, которая возникает благодаря высокому состя- зательному накалу. В данном случае лёгкие задания нежелательны, так как трудно проследить, кто первый поднял руку. Соревнование учителя против класса является очень продуктивной формой. Ученики сразу же собираются в единый механизм. В данной ситуации авторитет и возраст теряют свою силу. Данную форму соревнования могут позволить препода- ватели, у которых доверительные отношения с классом и глубокое знание предмета. Одной из популярных форм соревнований является – класс против класса. Несмотря на усталость и какой по счету идет урок, ученики будут очень внима- тельно слушать учителя, когда тот зачитывает задание. В данной форме нет ви- димого соперника, есть только результат команды на доске. Результатом соревнований является обязательное наличие проигравшей ко- манды. Если попытаться сгладить положение и не выявлять победившую сто- рону, то среди учащихся будет расти недовольство, так как они для себя уже вы- строили иерархию победитель-побежденный и ожидают ее подтверждения. Для достижения нужных результатов необходимо следовать следующим ос- новным правилам реализации соревновательного метода: • В соревновании должна быть педагогическая идея, направленная на раз- витие творческих и интеллектуальных способностей ребенка. • Участник соревнования должны обладать одинаковыми способностями и равным потенциалом. • Соревнование должно иметь открытый характер. • Соревнования доступны для всех участников. • Каждый участник соревнования имеет равные возможности на победу. • Соревнования должны развивать навыки взаимопомощи, оказания под- держки, радости к успехам товарищей, сострадания и милосердия. • Для повышения качества образовательного процесса достижение педаго- гической идеи должно содействовать формированию новой, более сложной идеи.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=