Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
126 далами, датируемая второй половиной II – первой четвертью III вв., была обна- ружена в некрополе Ольвии [7, c.16; 4, c.107–113]. Помимо Ольвии подобные воинские пряжки, связываемые с пшеворской культурой, были обнаружены в, современной нам, Керчи и сарматском могильнике Холмское [6, c.279–280; 16, c.131; 23, p.21, 23]. Так же в Крыму были обнаружены два могильника с обрядом кремации, которые носят название Чернореченский и Севастопольский (совхоз 10) [3, c.119-121 ; 13, c.91-93 ; 12, c.27–277], эти могильники сочетают в себе черты как вельбаркские и пшеворские [1, c. 26], так и местного сарматского населения [8, c.148]. Помимо этого в слоях разрушения Танаиса, датируемых первой поло- виной 50-х гг. III века, были обнаружены умбоны щитов типов «Конин» и «Хо- рула» [21, p.173–200; 2, c.75–82; 22, p.323–334], которые обычно приписываются к оружию пшеворской культуры [18, p.44]. В могильнике Нейзанц, в могилах 152 и 306, были обнаружены, предположительно, принадлежащие к пшеворской культуре детали умбонов, датируемые II – началом III вв. [19, p.80, 82]. Помимо этого в ряде крымских могильников, обнаруживаются находки имеющие черты, связанные с пшеворской культурой [11, c.207]. Достаточно ин- тересен в этом плане могильник Чатыр-Даг, который имеет совпадения в погре- бальных обрядах Скандинавии, Центральной Европе и Крыма [15, c.211]. Так, довольно интересен меч из погребения 2 могилы 2, который был специально со- гнут. Датируется описываемый меч периодом с 220/230 – 350/360 гг. [15, c.214] Могила 3 содержит умбон щита, датируемый второй половиной III – первой по- ловиной IV вв. (или всем IV веком) [15, c.215]. Там же был найден наконечник копья, имеющий аналогии с пшеворскими наконечниками из Центральной Ев- ропы [15, c.216]. В отношении наличия пшеворских черт в погребальном обряде, интересен и могильник Каборга IV, где был найден керамический сосуд для кре- мации в виде ведра, датируемый серединой IV – серединой V вв. Надо отметить, что данный сосуд, предположительно, имеет аналогии в погребениях пшевор- ской культуры с территории Южной Польши [11, c.208]. Ещё одним довольно интересным свидетельством, в могильнике Нейзац, о возможном присутствии представителей пшеворской культуры в Северном Причерноморье являются изделия из железных колец, представляющие собой амулеты. Надо отметить, что подобные амулеты находят не только в могильнике Нейзац, но и в других женских погребениях региона. Однако датируются такие амулеты второй половиной II века и помимо Крыма имеют аналогии на террито- рии современной нам Польши, где имелся ареал обитания носителей пшеворской культуры [14, c. 34]. Помимо обозначенных могильников, находки принадлежа- щие к пшеворской культуре были обнаружены в могильниках Усть-Альма, Дружное и Мангуш, тем не менее, определение их принадлежности вызывает во- просы [11, c. 208]. Что касается иных предметов германцев, хозяйственного и бытового пред- назначения, то определение их этнической принадлежности является довольно трудной задачей в связи с отсутствием соответствующих исследований [11, c. 206–207]. Поэтому на сегодняшний день основным маркером определяющим
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=