Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

89 УДК 376 ББК 74.59 Ю. О. Колосова calada81@mail.ru ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНАКТА С ДЕТЬМИ С РАС Научный руководитель – доктор психол. наук, доцент С. В. Пазухина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Аннотация. Метод игротерапии широко применяется в работе с детьми с РАС. Его до- ступность позволяет использовать его в комплексной и коррекционной терапии как специали- стам, так и семье ребенка с особенностями развития. В статье приведены методики наиболее актуальные для установления контакта с детьми данной категории. Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, игротерапия, коммуникативный навыки, сенсорное восприятие. Одна из основных проблем для специалистов, работающих с особыми детьми является формирование и развитие коммуникативных навыков. Для детей С РАС характерны сложности установления глазного контакта, проблемы взаимодействия мимикой, взглядом, жестом. Важно понимать, что степень сформированности коммуникации у детей данной категории оказывает существенное влияние на развитие их социальных и организационных навыков. Согласно Пиаже (Piaget, 1962) игра представляет собой связь между кон- кретным опытом и абстрактным мышлением, то есть особо выделяется символи- ческая функция игры. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть отдаленной. Игра для ре- бенка-это попытка организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те ред- кие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь. Именно поэтому хотелось бы рас- смотреть, игру, как один из самых доступных способов установить контакт с ре- бенком с РАС. У аутичных детей можно отметить полное отсутствие «символической» игры (Wulff 1985). Допустим, нормотипичный двухгодовалый ребенок вполне может представить, что, например, кубик-это машина. Он увлеченно возит его, ставит в гараж, разыгрывает различные ситуации. Ребенок же с РАС (того же или даже более высокого умственного возраста) будет тащить кубик в рот, вертеть

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=