Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
87 Для правильной организации исследовательской деятельности младших школьников необходимо определить ее условия. Условия обучения А. Я. Найн понимает как «представляют собой набор це- лей, форм, методов и материалов и объективных возможностей в местной среде, направленных на решение задач» [3, с. 49]. Н. В. Ипполитова утверждает, что преподавание является частью междис- циплинарной учебной программы, отражающей внутреннюю интеграцию (обес- печение личностного развития содержания учебной программы) и внешнюю (способствующую успеваемости) элемент системы устанавливает его полезность и повышенное развитие [1]. Аналогичную позицию выдвигает М. В. Зверева. По ее мнению, педагоги- ческая позиция «содержательная характеристика одного из компонентов педаго- гической системы, в качестве которого выступают содержание, организацион- ные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками» [2, с. 32]. Организация исследовательской деятельности младших школьников будет эффективной, если соблюдаются следующие педагогические условия: – организация наблюдений за объектами и процессами; – использование на уроках заданий выявлению причинно-следственных свя- зей процессов и явлений, на сравнение и классификацию объектов; – организация практической и опытной работы младших школьников на уроках; – включение младших школьников в проектную деятельность по исследо- ванию различных процессов и явлений и др. По мнению А. И. Савенкова, методология проекта (в педагогике) – это способ достижения цели анализа путем анализа развития проблемы (технологии), которая должна быть завершена в очень реальном, реалистичном результате теста. В школьных программах есть модель – цель, которую ставит учитель. С точки зрения методологии проекта, он в первую очередь ориентирован на дости- жение студентами «следующего шага», «достижения результатов успеваемости». А. Н. Поддяков указывает, что исследование проектной деятельности – это процесс разработки самостоятельной работы, что означает «определение целей и задач, формулирование принципов выбора методов, планирование прогресса исследования, планирование» точно ожидаемые результаты [4, с. 86]. Вобщем виде, это может быть представлено как: постановка проблемы→реакция или отказ от данной проблемы (гипотезы). Во всех этих аспектах дети были очень осо- бенными. Возможен только один вариант – в некоторых случаях учитель может помочь детям решить проблему. Вышеупомянутый процесс (от установления проблемы до по- лучения результата) занимает много времени, и поэтому учебная и исследовательская деятельность проводится, как правило, после школы, во внеурочные часы. Педагогические элементы исследования – решение проблем, вовлечение учеников в решение конкретных задач, лидерство, наконец, в решении про- блемы, реализуется в рамках группы метода обнаружения. Известно, что этот метод вместе с информацией, моделированием, воспроизведением, решением
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=