Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
49 УДК 159.955 ББК 88.251.3 С. А. Грызина s.gryzina@mail.ru ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ Научный руководитель – кандидат пед. наук, доцент С. В. Даниленко Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 25» (г. Тула) Аннотация. Статья посвящена проблеме развития логического мышления у учащихся основной школы. Автор выделяет психолого-педагогические условия формирования компо- нентов логического мышления, обосновывает необходимость их соблюдения. Ключевые слова: логическое мышление, логика, основная школа, психолого-педагоги- ческие условия. В последнее время вопрос о необходимости специальной работы учителя над развитием логического мышления учащихся приобретает особую остроту по не- скольким причинам: во-первых, содержание современных учебников, требует от учащихся активной мыслительной деятельности для усвоения изучаемого матери- ала, во-вторых, новый образовательный стандарт вносит существенные измене- ния в систему российского образования, связанные с необходимостью всесторон- него развития личности, обеспечивающего единство нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. При этом умственное воспитание вы- ступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приемы мышления [2, с. 15]. Анализ и применение предоставленной информации невозможны без разви- тия логического мышления, которое, в свою очередь, позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи, анализировать и понимать ситуацию. В младшем школьном возрасте формируются и перестраиваются мысли- тельные процессы, появляются логически верные суждения. Тем не менее, операции в основном конкретные, с применением наглядного материала. Образ- ное мышление является основным видом мышления в этом возрасте. «Однако в основной школе происходят существенные сдвиги в мыслитель- ной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последо- вательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изме- няется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Мышление ученика приобретает новую черту – критич- ность», – писал Юрий Бабанский [1, с 107].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=