Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
33 занимающийся физической культурой и спортом, приобретает благодаря дан- ному занятию высокие моральные и нравственные качества, поэтому влияние физического воспитания на подрастающее поколение не может быть переоце- нено» [1]. Рассмотрим более подробно, процесс формирования нравственных ка- честв у подростков 13–15 лет на занятиях физической культурой. В школьную программу занятий физической культурой включены такие разделы, как: легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол) и лыжная подготовка. Данные виды спорта по-разному воздействуют на физическую сторону человека, однако носят общий характер личностного раз- вития. В процессе занятий обучающиеся приобретают целеустремленность, по- тому как выполнение сложно координационных упражнений (например, эле- менты акробатики в гимнастике, техника лыжных ходов, элементы с мячом в спортивных играх) требует упорства и терпения, чтобы рационально согласо- вывать свои действия в соответствии с законами физики, где решающую роль играет правильная техника. Так же, гимнастика воспитывает чувство красоты движения, что оказывает дополнительное воздействие на формирование нрав- ственных качеств подростков. А для того чтобы пройти дистанцию в легкой ат- летике или в лыжной подготовке за определенное время, нужен волевой харак- тер, потому как, только преодолевая усталость и осознавая в данный момент, свои способности, происходит скачок не только в физическом развитии, но и личностном. Человек обретает веру в себя, а, значит, приходит большая уве- ренность в своих поступках. Обучение спортивным играм занимают особое место на уроках физической культуры. Командные виды спорта предусматривают взаимодействие партнеров, поэтому в процессе занятий подросток учится взаимодействовать со сверстни- ками, уважать их мнение и решение. К тому же, спортивные игры всегда создают положительный эмоциональный фон, потому как происходит столкновение не- скольких сторон, сопровождающееся ярым желанием и стремлением одержать победу. Следовательно, ситуативные виды спорта способствуют самовыраже- нию занимающихся, снятием нервного напряжения (что особенно важно для дан- ной возрастной категории), а также получению положительных эмоций. Невозможно не сказать и о том, что спортивные игры развивают чувство товарищества, дают ясно ощутить командный дух, ведь в процессе занятий под- ростки стремятся к достижению единой цели. Такая принадлежность к коллек- тиву позволяет искоренить так часто возникающее чувство одиночества у молодых людей. Нельзя упустить и то, что в ходе игры у подростков развива- ется умение отвечать за собственные поступки, потому как приходится быстро принимать решения, от которых порой зависит результат всей команды. Так же, в любой физкультурно-спортивной деятельности у подростков формируется та- кое нравственное качество как уважение к сопернику, умение достойно принять поражение, что намного важнее победы, потому как переосмысление своих по- ступков пробуждает дополнительную мотивацию, а это, в свою очередь, делает человека сильнее, чем раньше, вырабатывает внутренний стержень.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=