Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

27 индивида в определенной деятельности. Важным условием реализации компе- тенции выступает личностная значимость деятельности и возможность оценки собственных результатов. В психологии под компетенцией понимается способ- ность человека к решению задач, имеющих отношение к его профессиональной деятельности, способность реализовывать свою деятельность как в обычных, так и в экстремальных условиях, быстро адаптироваться к изменениям и осваивать новую информацию. В современных условиях быстрой информатизации способ- ность быстро реагировать на различные профессиональные задачи, гибкость мышления, высокая обучаемость выступают основными требованиями ко мно- гим специалистам, особенно социально-психологической деятельности. Стоит отметить, что в современной психологии существует понятие «психологическая компетентность», определяющее систему знаний, как систему эмоционально- чувствительного и интеллектуального восприятия, как главные свойства лично- сти. Так же в современной науке актуальны исследования социально-перцептив- ной компетентности, психолого-педагогической и коммуникативной. А. А. Дер- кач рассматривает психологическую компетентность как взаимосвязь гностического компонента (необходимые психологические знания), проектиро- вочного (процесс прогнозирования), регулятивного (умение оказывать влияние) и коммуникативного (умение общаться). Совместно с понятием «компетенция» исследуется понятие «потенциал», обозначающий возможность, способность или силу, проявляющиеся в определенных условиях. В толковом словаре С. И. Ожегова потенциал определяется как степень мощности, совокупность средств, возможностей [5]. «Большая советская энциклопедия» потенциал опре- деляет, как имеющийся у человека источник, способствующий осуществлению определенных действий и используемый для достижения желаемых целей. Таким образом, под потенциалом понимается не только ряд способностей и за- пасов (совокупность личностных возможностей), но и способность их использо- вать для достижения целей, предполагая обращение к ресурсам человека в случае определенной необходимости. Т. И. Артемьева в своих работах рассуждает о личностных способностях человека и рассматривает личность как субъекта, не- сущий ответственность за формирования и реализацию. Исходя из этого, лич- ностный потенциал выступает как совокупность психологических ресурсов лич- ности, реализуя которые, человек будет способен к успешному овладению деятельности. Основываясь на исследованиях Б. Ф. Ломова можно прийти к вы- воду, что человек обладает тремя потенциалами, определяющими его реализа- цию в какой-либо деятельности. Интеллектуальный, волевой и коммуникатив- ный потенциалы и создают индивидуальные различия в деятельности, ее результативности. Интеллектуальный потенциал отвечает за количественные и структурные характеристики (продуктивность, гибкость, лабильность и дру- гие). Интеллектуальный потенциал благодаря различным способам получения информации, ее переработки, актуализации, обеспечивает познание себя и окру- жающего мира. Волевой потенциал отвечает за активность человека, умение из- менять и приспосабливать себя к ситуации, реализуя себя. Любая цель в жизни

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=