Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
244 школьников увеличивается, когда на их глаза рождается проектный продукт, как результат их деятельности. Рассматривая понятие «исследовательская деятельность» в школе, важно уточнить, что учебно-исследовательская деятельность имеет кардинальные от- личия от научно-исследовательской. Если в науке главной целью является про- изводство новых знаний, то в учебном исследовании цель заключается в приоб- ретении учащимся навыка исследования, развитии исследовательского типа мышления, укреплении личностной позиции обучающегося в процессе образо- вания с помощью приобретения новых знаний [1]. Исследование в сфере образо- вания является, прежде всего, учебным. Однако, самостоятельно получить новые знания об окружающем мире – это и есть цель исследовательской деятельности, которая отличает ее от учебной. «Согласно требованиям, к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС СОО: индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самосто- ятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной обла- сти деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, со- циальной, художественно-творческой, иной)» [2]. С 2016 учебного года МОУ «Липецкая СОШ» реализует ФГОС СОО в опе- режающем режиме. В учебный план 10 и 11 класса входит элективный курс «Ин- дивидуальный проект». В первом полугодии 10 класса читается курс «Проектная деятельность», который включает в себя основы проектно-исследовательской деятельности: этапы работы над проектом; как определить объект и предмет сво- его проекта; что такое гипотеза и для чего она нужна; как правильно поставить цель и наметить задачи, для ее достижения. По окончании курса ученики выби- рают тему своей работы и руководителя, из числа педагогов школы. Рекоменду- ется выбирать руководителя в той области, в которой и планируется создание ученического проекта или исследования. К концу второго полугодия, ученики 10 класса представляют результаты своей работы на научно-практической конфе- ренции в школе. Работы должны быть представлены согласно регламенту, по итогу выступления, обучающиеся получают отзыв жюри о своей работе. Так как оценка за проектно-исследовательскую деятельность будет отражена в аттестате, работа учеников над проектами не заканчивается. В 11 классе проектная деятель- ность может быть организована следующим образом: продолжить работы над своим проектом и расширить его, усовершенствовать: начать совершенно новый проект с другим руководителем. На выполнение проекта школьникам отведен один год в каждом классе уровня среднего общего образования (10 и 11 класс) в рамках учебного времени, отраженного в учебном плане. Результатом работы является завершенный про- ект или исследование информационного, творческого, социального, приклад- ного, инновационного, конструкторского, инженерного характера. Отметка за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=