Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

218 − заинтересованности будущего профессионала во внешних атрибутах спе- циальности [2]. В соответствии с вышеперечисленными мотивами, необходимо точно сфор- мировать профессиональную направленность у бакалавров, которая будет свя- зана с: − фиксированием положительного отношения к выбранной профессии; − интересом, склонностями и интеллектуальными способностями; − стремлением повышать свою профессиональную квалификацию; − удовлетворением потребностей, постоянно занимаясь выбранным видом деятельности. В процессе обучения в вузе обучающийся проходит ряд ступеней: 1) внешнее принятие решения получить определенную специальность, имея только эмоциональное расположение, однако у него пока что отсутствуют само- стоятельность и инициативность; 2) определенная установка на будущую профессию и более устойчивые про- фессиональные интересы; проявляются способности, однако больше занимают практические стороны образовательного процесса; возникает уверенность в себе, самостоятельность, формируется ответственность; 3) твердая установка, устойчивый интерес и склонность к профессии, идет самоутверждение личности специалиста через труд; 4) увлечение избранной профессией, профессиональная направленность формируется при наличии высоких способностей, отмечается мастерство при твердых убеждениях в личной и социальной значимости [1]. Передовые изменения в содержании профессиональной направленности вы- ражаются в том, что усиливаются мотивы, которые связаны с будущей специаль- ностью: стремление идеально выполнять обязанности; показать себя компетент- ным профессионалом; высокие требования к выполнению сложных задач; чувство ответственности; желание добиваться успеха на работе. Параллельно может проявляться регресс, который возникает под влиянием сложностей в об- разовательном процессе: снижается социальный уровень, ослабевают професси- ональные мотивы, с которыми поступил бакалавр в высшую школу. Для того чтобы преодолеть сложности необходимо выделить следующие пути формиро- вания профессиональной направленности. Первый путь состоит в возникновении положительного отношения у студента к будущей профессии или к отдельной ее стороне. Имеется в виду, что должны появляться субъективные отношения, ко- торые могут возникать между личностью и профессией. Для формирования про- фессиональной направленности у студента, прежде всего, необходимо объяснить пользу и перспективы избранной специальности. Применение убеждения на про- цесс осознания значимости профессии, ее социального престижа, требований, которые она предъявляет, поможет более адекватно развиваться в нужном направлении. Второй путь взаимосвязан с организацией педагогической деятель- ности, социальной практики бакалавра, с учетом требований их будущей про- фессиональной работы. Направленность приобретает нужные черты именно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=