Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

217 − психологическую установку, которая представляет настроенность на определенную форму поведения, вид деятельности, связанный с удовлетворе- нием профессиональных потребностей; − интересы, которые выражают личную симпатию к конкретному виду труда, имеющему для специалиста привлекательность; − отношение рабочего к профессии, которое выражается как удовлетворен- ность к форме профессиональной подготовки, членам коллектива, перспективам роста и карьеры; − мотивы, которые являются ведущими компонентами профессиональной направленности и представляют взаимосвязь внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности к направленности. К основным функциям мотивов можно отнести побуждение, направление, регуляцию поведения и профессиональной деятельности специалиста. Как из- вестно, выбор профессии реализуется одновременно несколькими мотивами, но в составе побуждений к деятельности всегда можно выделить ведущие, которые приобретают для личности особый смысл. Психологической основой мотивов является глубокая, устойчивая потребность специалиста в профессиональной де- ятельности. Мотивы могут иметь разнообразную направленность, усиливая, или ослабляя друг друга. Они изменяются и накапливаются в процессе развития ве- дущих действий. Определенные мотивы, подвигнувшие абитуриента поступить в конкретное учебное заведение, после угасают, другие − развиваются. Иерархия мотивов, их динамика отражают процесс становления ведущей профессиональ- ной деятельности [2]. Учитывая вышесказанное, профессиональная направленность приводит к гармонизации отношений между будущим специалистом и профессией. Опре- деляет активность личности бакалавра и обеспечивает успешность процесса про- фессионализации, способствует целеполаганию, ориентации субъекта на само- развитие средствами профессии. Интерес к будущей профессии у студентов характеризуется разной степенью интенсивности и устойчивости. Поэтому под полнотой профессиональной направленности следует понимать разнообразие мотивов. При определенных условиях на выбор профессии могут повлиять фак- торы, такие как: материальные условия; соответствие привычкам; особенности характера; позиция старших членов семьи и друзей, школьных педагогов; лич- ные профессиональные планы; склонности; уровень требований на обществен- ное признание; информированность [1]. Исследователи в качестве ведущих мо- тивов указывают следующие, которые заложены в основе направленности, и являются гетерогенными по происхождению и характеру связи с профессией. Особенно значимы мотивы: − профессиональных интересов студента; − престижа и социальной значимости профессии; − самореализации; – особенности самосознания личности специалиста в условиях взаимодей- ствия с профессией;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=