Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

216 в той или иной профессиональной деятельности». Дополняет данное определе- ние Л. М. Митина как «систему эмоционально-ценностных отношений, которая задает соответствующую их содержанию структуру главных мотивов и побуж- дающую к утверждению в профессии» [4]. Кроме того, на наш взгляд, необхо- димо учесть исследования Э. Ф. Зеера о профессиональной направленности, рас- сматривающего данное понятие как одну из «важных характеристик личности студента, которая позволяет прогнозировать его будущее и представляет сово- купность целевых программ, обуславливающих единство активного и целена- правленного развития личности». Н. С. Пряжников [5] интерпретировал профес- сиональную направленность как «результат самоопределения, которое пони- мается в виде критериально-оценочного выбора профессии и вызванного жиз- ненным самоопределением». Анализ Е. А. Климовым [3] данного понятия опре- деляет как «важное проявление психического развития, формирования себя как полноценного участника сообщества профессионалов». Также ученый выделил основные принципы подготовки молодежи к выбору будущей профессии: 1) стимулирование психологической структуры труда; 2) воспитание уважения к различным видам профессиональной деятельно- сти как социально равноценным; 3) знакомство с профессиями как неотъемлемым звеном формирования ми- ровоззрения; 4) опора на воспитательный подход; 5) активизация жизненной позиции; 6) самореализация права и возможностей студентов на обдуманный и сво- бодный выбор профессии в связи с жизненной оценкой им себя в конкретной ситуации; 7) сочетание групповых и индивидуальных форм работы [3]. По мнению Н. С. Пряжникова, направленность как фактор профессиональ- ного самоопределения выступает системообразующим свойством, которое опре- деляет психологический склад бакалавра как субъекта труда, в результате чего: − направляет деятельность, выступает источником активности; − детерминирует индивидуальность и оригинальность специальности; − определяется склонностями, интересами, потребностями и стремлениями личности; − отражает и обусловливает цели профессиональной деятельности, опреде- ляется единством ведущих мотивов; − отношением личности специалиста к деятельности, участию в социально- профессиональном взаимодействии [5]. Наиболее конкретно определяет содер- жание профессиональной направленности Э. Ф. Зеер, выделяя следующие ком- поненты в процессе обучения студентов: − систему ценностных ориентаций, которые связаны с профессиональными устремлениями человека;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=