Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

197 Основная цель PISA – это оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран мира в области математики, чтения и естествознания. Основной исследовательский вопрос этой программы: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в совре- менном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сфе- рах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В фокусе про- граммы – выявление факторов (социальных, экономических), позволяющих объяснить различия в результатах стран. Тестирование PISA проводится раз в три года. Предыдущее проводилось в 2018 году и следующее планируется на 2021 год. В исследовании 2018 года приняло участие порядка 70 стран, и Россия в том числе. В выборку попали Москва и Московская область, Республика Та- тарстан и 9 регионов. Результаты Российской Федерации следующие: читатель- ская грамотность – 31 место, математическая грамотность – 30 место, есте- ственно-научная грамотность – 33 место в рейтинге стран. Да, это лучший результат, чем у половины стран, участвующих в исследовании, но это не такой значительный показатель, учитывая, насколько разнообразна выборка этих стран по различным характеристикам. До ТОП-10 в этом рейтинге России пока далеко. В связи с результатами исследования 2018 года изменяется запрос на качество общего образования. Приоритетной целью становится формирование функцио- нальной грамотности в системе общего образования, которая будет достигаться за счет создания поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изме- нения содержания образовательных программ для более полного учета интересов учащихся и требований 21 века. На момент следующего исследования, которое пройдет в 2021 году, перед российским образованием поставлена задача попасть в ТОП-10 стран по качеству общего образования. А значит, работать над проблемой нужно уже сейчас, и на ошибку нет не то что бы нет права, но нет времени. Возможно ли это? Тестируют выпускников, а значит целевой участник бу- дущего исследования сейчас учится в 8 классе. Обучают ли его прямо сейчас функциональной грамотности – вопрос отнюдь не риторический. На него можно дать вполне определенный ответ, немного разобравшись. Функциональная гра- мотность – это способность использовать знания, умения, навыки и способы дей- ствий при решении широкого круга задач. Функциональную грамотность опре- деляют как способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и умение быстро адаптироваться в изменяющихся условиях за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учи- телю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, тре- бует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или спо- собов действий, т.е. требует творческой активности. При подборе таких задач

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=