Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

15 Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратится к значению виртуаль- ной образовательной среды, ее целям и особенностям. Новый словарь методологических терминов и понятий предлагает следую- щее определение виртуальной образовательной среды: «программно-телекомму- никационная среда, обеспечивающая ведение учебного процесса, его информа- ционную поддержку и документирование в электронных сетях с использованием единых технологических средств. Доступ к В. о. с. может быть открыт для лю- бого учебного заведения независимо от его специализации и уровня предостав- ляемого образования» [4]. Целью виртуального образования, как и образования человека в общем смысле, является интеллектуальное и духовное преобразование человека, только достигаемое уже средствами виртуальной среды. Г. В. Ф. Гегель подчеркивал открытость человека к новой информации, ее ана- лизу и преобразованию. Виртуальная среда в свою очередь предлагает обилие ин- формации и богатый выбор средств ее получения. Однако одной из ее особенностей является автономность. Виртуальная реальность существует только благодаря по- рождающей ее реальности, но в то же время в ней действуют свои пространственно- временные законы. Виртуальная реальность интерактивна. В настоящее время в связи с активным внедрением информационных средств в образовательный процесс и неконтролируемым потоком информации возникает проблема конфликта ценностей в системе образования. Причиной воз- никновения виртуальных процессов является взаимодействие объектов реаль- ного мира, где человек служит связующим звеном между реальностью и виртуальным пространством, доступным большому количеству пользователей. Именно поэтому возникает угроза неконтролируемого потока информации. Как замечает В. Н. Назаров: «Контроль над информацией определяет информацион- ную бедность и информационное богатство общества и личности» [3, с. 224]. Ин- формационная бедность и информационное богатство связаны не только с каче- ством и массой информации, сколько со способностью «обращаться с массой информации, т.е. отбирать ее, уплотнять и конкретно применять» [3, с. 224]. Та- ким образом, информационная полезность образовательного ресурса определя- ется скорее потребностями общества, кругом потребителей, что придает ему не только познавательную, но и экономическую значимость. В связи с доступностью информации и образования в целом, происходит обесценивание знаний, человек в свою очередь теряет ценностные ориентиры. По М. М. Тараеву, в условии утраты ценностных ориентиров человек и общество стремятся к ложным ценностям, происходит постепенная деградация личности и социума. На место гуманистическим идеалам, приходит нигилизм, отрицающий общепринятые ценности, культурные и моральные нормы, возрас- тает насилие в современном обществе [6]. Обращаясь еще раз к Г. В. Ф. Гегелю, «необразованным можно назвать человека, в котором индивидуальное начало господствует над всеобщим» [3, с. 243]. Таким образом, в условиях общества,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=