Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее
142 Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования ПУУД остается актуальной. Как показали результаты международных исследо- ваний (Trends in Mathematics and Science Study, Programme for International Student Assessment) и отечественных экспертов, российские школьники, как пра- вило, имеют достаточно хороший объем предметных знаний, в то время как их умения не выходят за пределы типовых учебных ситуаций, в которых формиру- ются эти знания [3]. Важно не допустить возникновения этих проблем, пока ребенок находится еще на этапе получения основного общего образования. Для этого необходимо разработать критериальную базу, описывающую уровни сформированности ПУУД, и разработать систему заданий, направленную на выявление сформиро- ванности каждого конкретного уровня у обучающихся. Уровни сформированности ПУУД мы описали следующим образом: Высокий уровень сформированности умения характеризуется тем, что уча- щийся способен определять существенные признаки (причины) явления, выска- зывать суждения о возможных следствиях, может обосновать свои предположе- ния и догадки посредством логических рассуждений и умозаключений. Для среднего уровня сформированности умения характерно то, что подро- сток способен определять существенные признаки (причины) явления, но за- трудняется в высказывании суждений о возможных следствиях, с трудом может (или не может) обосновать свои предположения, догадки посредством коррект- ного анализа и логических умозаключений. При низком уровне сформированности этого умения школьник не в состоя- нии определять существенные признаки (а также причины) явления, не способен высказывать суждения о возможных следствиях, не может обосновать свои пред- положения, догадки. Примеры заданий для оценивания уровня сформированности ПУУД у пяти- классников. Задание 1. Дайте определения представленным понятиям и изобразите их на рисунке: а) отрезок;б) луч; в) дополнительные друг другу лучи; г) единичный отрезок; д) координатный луч. Данное задание направлено на выявление уровня сформированности уме- ния структурировать тексты, давать определения понятиям а также умения клас- сифицировать и систематиировать. Задание 2. Маша решила цветными мелками нарисовать на асфальте тре- угольник. Найдите периметр фигуры, если его желтая сторона равна 3см, крас- ная – 4см, а синяя – 5см. Задание ориентировано на определение уровня сформированности умений: структурировать тексты, видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Задание 3.Начертите прямую MN и два луча AB и CD так, чтобы лучи пе- ресекались, но не пересекали прямую.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=