Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

134 вполне реально. Социальные позиции читателей и общественное мнение во мно- гом формировались благодаря тому, что фельетонисты внутри небольших по объему произведений способны умещать достаточно обширный объем соци- ально значимой информации. Этому поспособствовал и комический эффект, яв- ляющийся одной из основных составляющих фельетона – регулярное появление таких произведений в периодической печати вызывало живой интерес и незамед- лительную реакцию читателей. Неудивительно, что цензура по отношению к фе- льетонистам становилась жестче: авторы обличали в своих текстах и негативные стороны государственной власти в целом, и самих должностных лиц, конечно же, завуалированно. Фельетоны В. П. Катаева, М. А. Булгакова, И. Ильфа и Е. Пет- рова, М. М. Зощенко, В. В. Маяковского, Ю. К. Олеши, Г. Е. Рыклина, А. В. Зо- рича, М.Е. Кольцова и многих других появлялись на страницах газет и журналов, несмотря на все происходящее на территории относительно нового государства. Нельзя не сказать, что благодаря такой масштабной популярности этого жанра широкое развитие получила и пресса: само понятие «фельетон» говорит о том, что текст будет размещен на страницах газеты или журнала, а авторы могут черпать вдохновение и перенимать опыт у своих предшественников – отсюда и прогресс. Несмотря на множество уже имеющихся вопросов, обсуждаемых в рамках изучения фельетонов, некоторые отечественные исследовали имели свой подход к анализу: они игнорировали отечественные и зарубежные исследования, но спо- рили о разделении границ, проблемах, об особенностях поэтики и векторов раз- вития. Многие из этих ученых считали, что фельетон способен «атаковать» чи- тателей через социальное восприятие прочитанного и понятого. Например, М. Ю. Левидов описывает функциональную сторону фельетона следующим об- разом: «Статья – артиллерист. Заметка – пехотинец. Фельетон – летчик, бомбо- метатель. Заметка сообщает о подлости. Статья доказывает ее, осуждая. Фелье- тон высмеивает, делая ее глупой». Все упомянутые выше события приводят к тому, что в 70-е годы XX века жанр теряет развлекательную составляющую – на передний план выходят ассо- циации, парадоксы, лирические отступления, цитирования литературных произ- ведений. Также новые формы приобретают и проблемно-аналитические статьи, а строгий логичный публицистический анализ заменяет фабульное развитие сю- жета. К концу века фельетон подвергается коммерциализации и в основные при- знаки жанра включается авторский подтекст, строгая фактическая основа; особая форма построения, в которой обязательно наличие ассоциативной системы, сце- нок и картинок; лирико-юмористическая интонация; комическое обращение к определенной теме; наличие конкретных выводов. И. Рябов писал: «У нас должны быть фельетоны, в которых должен звучать смех, должны быть фельетоны смешные, фельетоны юмористические, фелье- тоны сатирические. Но у нас были, есть и могут быть фельетоны, в которых смех может отсутствовать. Были, могут и должны быть даже фельетоны лирические, фельетоны грустные». Л. Лиходеев считал, что «фельетонист ищет в жизни по- ложительные явления. И если один раз приходится говорить об отрицательных,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=