Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее

133 художественной литературе и публицистике. К этому времени жанр в Советском Союзе стал задевать буржуазные и политические темы: это прямым образом вли- яет на профессиональное становление авторов-фельетонистов. Причиной формирования новой литературы становятся значительные эко- номические и общественно-политические изменения, произошедшие с приходом к власти большевистского движения. Теперь фельетону «недостаточно воздуха», т. к. авторы осознают отсутствие свободы слова и необъективность печатных из- даний. Исследователь Л. Ф. Ершов считал это время периодом совпадения эво- люции читателей и роста мастерства писателя. В. Г. Белинский отмечал, что для понятия комического нужно иметь высокую степень образованности: положи- тельные и прямолинейные идеи понятны каждому – сложнее понять идею, в ко- торой заключается какой-либо смысл [3, с. 284]. Вопросы о пользе и уместности комической литературы становятся актуаль- ными после завершения Гражданской войны. Дискуссии о положении комиче- ской литературы в России не прекратились и в 20–30-е годы XX века, когда пи- сатели-сатирики уже, казалось бы, доказали, что иронический подход к жизни через призму литературы необходим русскому читателю. Эти споры привлекали внимание исследователей. Например, Н. П. Крынецкий в своих статьях пишет, что художественная литература и публицистика в ближайшем будущем не смо- гут возродить в себе смех за неимением авторов, способных писать смешно, и недавнего трудного общественного положения, а список тем, над которыми можно было бы посмеяться, очень узок: «наша печать не нашла еще… своего врага, которому должна посвятить свое преимущественное внимание». М. Ю. Левидов (словно в противовес) считает, что задачей сатирической литера- туры, и фельетона в частности, является пропаганда, направленная против вра- гов. Критики также не обошли стороной обсуждение этого жанра: например, В. И. Блюм на одной из дискуссии говорил: «...сатира нам не нужна. Она вредна рабоче-крестьянской государственности... Понятие «советский сатирик» заклю- чает непримиримое противоречие. Оно так же нелепо, как понятие «советский банкир» или «советский помещик» [5, с. 400], а И. И. Нусинов, дополняя преды- дущее высказывание, агитировал и отказ от юмора: «Искусство юмора чуждо пролетариату, так как имеет целью смягчать противоположности» [5, с. 400]. На передний план в изучении фельетонов теперь выходит детальный, схо- жий с историческим, анализ фактов, изучение их истории возникновения, дина- мики развития и достоверности повествования. Здесь вступает в силу сатириче- ский анализ, в рамках которого выявляются общие черты, присущие множеству произведений одного жанра, а также языковые особенности каждого писателя. Борьба авторов с пороками общества, которые описывались на страницах печатных изданий, начала казаться достаточно трудной и практически бездей- ственной: «стремление урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бес- хозяйственность и расточительство, пьянство и хулиганство, бюрократизм и без- душное отношение к людям, нарушение трудовой дисциплины и общественного порядка» [11, с. 220] становится труднее, но навести шум вокруг проблемы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=