Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
95 ременная (например, гравитация) влечёт за собой системные последствия» [2]. Например, в произведении «Дюна» Ф. Герберта [5] отсутствие компьютеров (запрет «Джихада Батлериан») приводит к развитию ментальных способностей людей – сохраняется причинная связь «технологические ограничения → биоло- гическая адаптация», но с фантастической переменной, а в романе «1984» Дж. Оруэлла [8] тотальный контроль над языком («новояз») закономерно ведёт к исчезновению инакомыслия – реализуется принцип «язык определяет мыш- ление», но в гипертрофированной форме. Третий механизм использует референции к актуальным социальным или политическим дискурсам, усиливая эмоциональную вовлеченность читателя произведения. Во многих книгах фантастической направленности, вымышлен- ный мир может использоваться как площадка для аллюзий на реально суще- ствующие социополитические конфликты, позволяя обсуждать их через услов- ные миры. Так, например, во многих фентези материалах поднимается пробле- ма расовых предубеждений и конфликтов – эти метафоры можно видеть на примере вражды эльфов и гномов, как, например, в произведении «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкина [9], или на негативных предубеждениях в сторону ги- бридной расы полулюдей-полудемонов (тифлингов) во вселенной ролевой си- стемы «Подземелья и Драконы» (Dungeons and Dragons) [11]. Современные ан- тиутопии, такие как «Рассказ служанки» М. Этвуд, эксплуатируют страхи, свя- занные с гендерной политикой или тоталитаризмом, проецируя их на вымыш- ленные, но узнаваемые социальные структуры [12]. И наконец квазиреалии играют ключевую роль в обеспечении нарративной целостности вымышленных миров. Как отмечал Ю.М. Лотман, убедительность вторичных миров достигается за счёт строгой системы внутренних соответст- вий, где каждый элемент подтверждает логику целого [3]. Прежде всего, квази- реалии создают сложные системы внутренних взаимосвязей. Так, например, в серии компьютерных игр «Древние свитки» (The Elder Scrolls) [10] детализи- рованные мифологии и языки, вроде довахринского языка у драконов, не имеют практического значения для геймплея, но создают эффект «живого мира», где каждое явление кажется частью большей системы. Прекрасными примерами также служат мифы о Первой Эпохе в книгах Толкина [9] или архивные фраг- менты в романе «Дюна» Герберта [5]. Квазиреалии представляют собой важнейший инструмент современной художественной литературы, выполняющий комплексную функцию по преодо- лению разрыва между вымыслом и воспринимаемой реальностью. Они дости- гают поставленной задачи посредством активации знакомых паттернов, имита- ции причинно-следственных связей, референции к актуальным социально- политическим дискурсам и через обеспечение нарративной целостности. Таким образом, квазиреалии выступают своеобразным мостом между авторской фан- тазией и читательским восприятием, превращая абстрактные концепции в убе- дительные художественные миры.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=