Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

94 Д. А. Карпушина Факультет иностранных языков, II курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Разоренов РОЛЬ КВАЗИРЕАЛИЙ В СОЗДАНИИ УБЕДИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ВЫМЫШЛЕННОГО МИРА Квазиреалии, будучи достаточно новым, но неотъемлемым феноменом большей части современной художественной литературы, играют ключевую роль в создании ощущения достоверности вымышленных миров. Без них автор- ские миры выглядели бы неправдоподобно и серо, а читателям было бы просто не за что зацепиться или вычленить уникальное в своем роде произведение сре- ди схожих прочих. Таким образом, главную функцию квазиреалий в художе- ственном произведении можно свести к преодолению разрыва между фантази- ей и воспринимаемой реальностью. Для достижения своей цели, квазиреалии используют ряд различных механизмов. Первый механизм строится на особенностях человеческого мозга. Не имея какого-либо примера, на который можно положиться, нам сложно или даже не- возможно представить описываемые объект, вид, традицию или реалию. Со- гласно исследованиям нейробиолога Карла Фристона: «Мы не воспринимаем мир напрямую – мы постоянно предсказываем его, используя существующие ментальные модели» [4]. Поэтому квазиреалии работают через способность мозга узнавать уже известные человеку паттерны из объективной реальности. Например, в фантастических мирах таким образом часто могут воспроизво- диться социальные институты (вроде галактической феодальной империи в ро- мане «Дюна» Ф. Герберта [5], или школы чародейства и волшебства Хогвартс в «Гарри Поттере» Дж. К. Роулинг [6]) или законы мироздания (альтернативная биология большинства инопланетных рас в научно-фантастических произведе- ниях, или искаженные законы физики при путешествии в космосе, как напри- мер в сериале «Звездный путь» [7]). Этот механизм опирается на теорию «ко- гнитивного остранения», введенную Дарко Сувином при изучении научной фантастики. «Когнитивное остранение» (cognitive estrangement) - это процесс опредмечивания средств или сигнификатов любого рода, рассмотрения став- ших слишком привычными связей в новом свете, сенсибилизация человеческо- го восприятия [1]. Это понятие описывает концепцию мира, который может быть познан рационально, но который одновременно отличается от реального. Изначально Сувин использовал этот термин для изучения научной фантастики, однако его можно применять и при рассмотрении жанра фентези и при изуче- нии конкретно квазиреалий. Второй механизм строится на создании достоверных и логических при- чинно-следственных связей. Квазиреалии сохраняют формальную структуру реальных причинно-следственных цепочек, но заменяют их элементы, что уси- ливает эффект погружения читателя в книгу. Как отмечает Д. Сувин: «Научная фантастика использует когнитивный алгоритм «что, если?», где изменённая пе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=