Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
91 А. К. Казанцева, С. С. Платонова Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГА Выбор темы научной статьи обусловлен ростом числа детей, имеющие ОВЗ и потребностью в квалифицированных специалистах, способных сочетать профессиональные навыки с этическими принципами. Развитие инклюзивного образования требует от дефектологов, во-первых, уважения к разнообразию и индивидуальным потребностям, во-вторых, необходимость использования практических правил, которые могли бы сделать деятельность более эффектив- ной и гуманной. Профессия дефектолога ориентирована на гуманные ценности, а профессиональная этика, на наш взгляд, задает те самые ценностные ориен- тиры, необходимые нашей профессии. В настоящее время в обществе возникает потребность и востребованность специалистов специального (дефектологиче- ского) образования. Цель: выявление влияния профессиональной этики на качество образова- тельного процесса и социализацию детей с особыми потребностями. Объект: нормы профессиональной этики, применяемые в практике дефек- тологического образования. Предмет: методы и подходы, используемые дефектологами в их профес- сиональной деятельности, а также этические аспекты в их формировании. В середине первого тысячелетия до нашей эры, с развитием философской мысли, появилась этика. Её возникновение было обусловлено стремлением к систематизации моральных ценностей, что стало возможным благодаря углублению разделения труда и появлению различных видов деятельности. Слово «этика» происходит от греческого языка и обозначает привычку, нрав, это наука о моральной жизни человека, изучающая нравственные ценнос- ти. Понятия «мораль», «нравственность», на наш взгляд, во многом имеют ана- логичное значение и может использоваться как синоним. Мораль представляет собой систему нравственных норм поведения и от- ношений между людьми. Нравственность охватывает внутренние, духовные качества, этические нормы, которыми руководствуется человек и профессио- нал. Все эти качества имеют физиологическую основу, связанную с высшей нервной деятельностью, и проявляются в совести – чувстве нравственной от- ветственности [3]. В рамках общей этической теории, уже в античности, начала формировать- ся профессиональная этика, отражающая моральные нормы, связанные с кон- кретными профессиями. Это было естественным следствием развития профес- сиональной морали [2]. В профессиональной этике существуют основные понятия, называемые ка- тегориями, которые отражают суть профессиональной морали. Содержание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=