Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

9 В условиях информационного общества образовательная модель претерпе- вает значительные изменения: учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Роль учителя меняется с транслятора знаний на фа- силитатора и наставника, способствующего развитию критического мышления и навыков самообразования у учащихся. Формируется роль «автономного уча- щегося», что предполагает развитие навыков самостоятельного поиска, оценки и применения информации. Учащиеся должны уметь ориентироваться в боль- шом объеме информации, оценивать её достоверность и применять на практи- ке. Н. И. Гендина отмечает, что «судьба каждого человека зависит от способно- сти своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию» [2]. В эпоху всеобщей доступности информации, именно социальные сети и интернет-ресурсы превратились в ключевые пространства для становления личности. Молодые люди разными способами выражают грани своего "я", со- здавая разнообразные цифровые представления, что может как помочь в само- выражении, так и породить внутренние противоречия. Виртуальная среда предоставляет уникальные возможности для самореализации, однако также несет в себе опасности, такие как расщепление личности и зависимость от мне- ния окружающих [4]. Кроме того, существуют этические проблемы, связанные с внедрением технологий в образование. Несмотря на значительный прогресс в области циф- ровизации, доступ к интернету и современным образовательным технологиям остается неравномерным. Это неравенство особенно остро ощущается в срав- нении развивающихся стран с сельскими районами, где отсутствует необходи- мая инфраструктура. Таким образом, образовательные учреждения и прави- тельства должны искать пути преодоления цифрового разрыва, чтобы обеспе- чить равный доступ к образовательным ресурсам для всех желающих. Для устойчивого развития информационного общества необходимо фило- софское осмысление роли образования. Оно помогает выявить базовые ценно- сти, лежащие в основе образовательного процесса. Одним из наиболее значи- мых направлений является прагматизм, разработанный Джоном Дьюи. Эта концепция акцентирует внимание на практическом опыте учащихся, активном участии в образовательном процессе и привязке знаний к реальным жизненным ситуациям. В эпоху цифровизации, когда технологии изменяют способы пере- дачи и восприятия информации, прагматический подход становится особенно актуальным, так как он позволяет интегрировать цифровые инструменты в об- разовательный процесс, сохраняя при этом ориентацию на развитие критиче- ского мышления и самостоятельности учащихся. Информационные технологии оказывают значительное влияние на методы преподавания и обучения, способствуя их цифровизации и индивидуализации. Однако внедрение технологий сопровождается рядом вызовов, включая необ- ходимость адаптации образовательных программ и повышения квалификации педагогов. Цифровизация образования требует переосмысления роли учителя и ученика. Учитель становится наставником и фасилитатором, а учащийся – ак- тивным участником образовательного процесса, способным к самообразованию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=