Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием
79 Н. Н. Зарочинцева Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Актуальность данной статьи определяется тем, что в современном мире, на фоне духовного кризиса и утраты универсальных ценностей, возрастает интерес к философскому осмыслению любви как фундаментальной категории, способной формировать личность и преобразовывать общество. Русская фи- лософия, обладающая уникальным синтезом религиозного и культурного мировоззрения, предлагает глубоко оригинальное понимание любви – не толь- ко как чувства, но как онтологической, нравственной и метафизической реальности. Осмысление этих идей представляет особую ценность в контексте поиска новых гуманистических ориентиров и смыслов в XXI веке. Цель: выявление философских оснований понимания любви как высшей духовной и нравственной ценности в русской философской традиции, а также анализ её роли в построении философской утопии и концепции идеального ми- роустройства. Задачи: 1. Рассмотреть философское осмысление любви в трудах ключевых пред- ставителей русской философии (В. Соловьёва, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова и др.), выявив особенности их подхода к данной категории. 2. Проанализировать любовь как духовную и метафизическую ценность, раскрыть её трансформирующую силу по отношению к личности и обществу. 3. Исследовать роль любви в построении философской утопии, выявив её значение в концепциях идеального мироустройства у Н. Фёдорова и В. Соловьёва. В русской философской мысли любовь занимает особое место, представ- ляя собой гораздо больше, чем просто чувство или эмоцию. Русские философы, такие как Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Павел Флоренский и Сергей Булгаков, рассматривали её как комплексное явление, которое невозможно ограничить только сферой нравственности или религии. Любовь трактовалась ими как основополагающий принцип существования мира, могущественная космическая энергия и средство для изменения общества. Например, В. Соло- вьёв видел в любви путь к всеединству и восстановлению изначальной целост- ности бытия, а Н. Бердяев считал её выражением свободы и творческой духов- ной активности личности. П. Флоренский и С, Булгаков подчёркивали метафи- зический и божественный аспект любви как связи между человеком и Богом. При этом подчёркивалась её способность проникать во все сферы жизни и её важнейшая роль в развитии человеческой цивилизации в целом. Анализируя понятие «любовь», Комарова Л. А. утверждает, что она являет- ся неотъемлемой частью духовной природы человека, универсальной ценно- стью, объединяющей людей в процессе личностного и общественного становле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=