Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

51 А. А. Данильченко Институт инновационных образовательных практик, I курс магистратуры (очная форма обучения) Научный руководитель – О. А. Никитина ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ НА БАЗЕ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Чтение играет ключевую роль в изучении иностранного языка, обогащая словарный запас, улучшая грамматические навыки и развивая понимание куль- туры. Использование аутентичных текстов, таких как газетные статьи, блоги, литературные произведения и фильмы, значительно повышает эффективность обучения. Актуальность данного исследования подкрепляется и тем, что в со- временных УМК используется крайне мало текстов для чтения, которые можно считать аутентичными. Цель данного исследования – определить и изучить основные методы раз- вития социокультурной компетентности старшеклассников при обучении чте- нию на английском языке с применением оригинальных текстов. Для достиже- ния данной цели были выдвинуты следующие задачи: рассмотреть понятие со- циокультурной компетенции, её особенности; проанализировать значение аутентичных текстов в парадигме обучения чтению; выявить ключевые методы работы с данными текстами на уроках иностранного языка. Федеральный государственный образовательный стандарт определяет со- циокультурную компетенцию следующим образом – приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситу- аций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах [1, с. 6]. Однако разные учёные дают этому определению различные трактовки, так или иначе подчёркивающие различные аспекты данного понятия. Так, В. В. Сафонова считает, что суть со- циокультурной компетенции – это наличие знаний в различных социальных и культурных сферах, характеризующих страну, различные общества и социу- мы страны изучаемого языка и наличие умений адекватно применять эти зна- ния в акте общения [4, с. 3]. Данная компетенция может развиваться посредством предоставления учени- кам различных упражнений, однако, по нашему мнению, лучше всего для этого подходят задания, задействующие чтение как основной вид речевой деятельности. Чтение способствует формированию у учащихся комплекса умений, необходимых для эффективного общения: адекватно воспринимать и создавать иноязычные тексты, учитывая контекст, цель и коммуникативное намерение [1, c. 24]. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие аутентичного текста в обучении, ведь именно в них содержится основная социокультурная состав- ляющая, когда мы говорим об обучении чтению.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=