Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

43 галерею сильных женских типов: мужественную Лукерью («Живые мощи»), вдумчивую Наталью («Рудин»), одухотворённую Лизу («Дворянское гнездо») и целеустремлённую Елену («Накануне»). Особое место в литературе занимают образы русских нянь – воплощение народной мудрости, основанной на искренней вере и душевной доброте. Эти женщины обладают природной проницательностью, ярким воображением и внутренним достоинством. Горький в автобиографических произведениях с теплотой изображает свою бабушку, подчёркивая её мудрость и бескорыст- ную любовь: «Её способность любить мир безусловно дала мне опору, напол- нив стойкостью перед жизненными испытаниями». Если русская женщина встречает человека с высокими устремлениями, она готова разделить его путь, несмотря на лишения. Она жертвует благополучием, отвергает условности, проявляя свободомыслие и силу духа. Таким образом, любовь выступает как ключевая созидательная сила рус- ской ментальности, её глубинная основа, ведь, согласно исследованиям, «имен- но любовь является источником подлинного бытия» [7, с. 12]. Ключевое отличие между русской и западноевропейской культурой прояв- ляется в трактовке любви. В русской традиции это чувство рассматривается как высшая ступень духовной связи между людьми, тогда как в западном мировоз- зрении оно нередко ограничивается телесными отношениями. Данную особен- ность отмечали как представители классической русской философии, так и со- временные учёные. Например, О. Платонов определяет любовь как «златницу великую», акцентируя её сакральный смысл для русского человека. Именно по- этому в отечественной культуре это чувство традиционно ассоциировалось с такими понятиями, как нравственная чистота, стыдливость и греховность. В западном же понимании любовь чаще сводилась к плотским удовольствиям, страстному увлечению, направленному на физическое наслаждение. В проти- воположность этому, в русской традиции любовь воспринималась не как прос– тое обладание, а как путь к глубинному духовному единству [6, с. 125–126]. Известный философ И. А. Ильин обращал внимание на то, что настоящая любовь предполагает видение в избраннике не только внешней оболочки, но и внутреннего мира – уникальной личности с её характером, душевными ка- чествами и духовными устремлениями. По словам Ильина, «истинная любовь стремится познать человека целиком: не только его внешние проявления, но и сокровенную суть, священную тайну его духа» [4, с. 193]. При этом телесная составляющая любви в русской культуре не отрицалась, но допускалась лишь в рамках законного брака. В системе ценностей русского народа плотская близость никогда не преоб- ладала над духовной связью. Это убеждение органично вытекало из традици- онного мировосприятия. Таким образом, между европейским и русским пониманием любви сущест- вует принципиальная разница: западная культура акцентирует телесные аспек- ты, тогда как русская традиция ставит во главу угла душевную близость и со- здание семьи. Эти различия обусловлены глубинными особенностями нацио- нального характера. Для русской культуры характерны душевность и стремле-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=