Молодежь и наука - третье тысячелетие: Материалы студенческой научно-практической конференции с международным участием

42 К. Д. Голубева, Е. А. Сухина Факультет психологии, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Г. Мартьянова ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В настоящее время современное общество претерпевает значительные трансформации, затрагивающие в том числе сферу духовных ценностей – пере- осмысливаются традиционные идеалы и устои. Как отмечал ещё Гераклит Эфесский: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку», подчёркивая постоян- ную изменчивость бытия. Эта динамика побуждает человечество к непрерыв- ному поиску ответов на вечные вопросы, переосмыслению понятий и выработ- ке новых трактовок. Цель настоящего исследования заключается в изучении и систематизации воззрений русских философов на любовь как фундаментальную категорию национального мировоззрения. В русской философской традиции особый акцент делается на экзистенци- альном переживании любви. Подобного глубинного метафизического осмысле- ния этого феномена не встречается в других культурных парадигмах. Для оте- чественных мыслителей любовь представляет собой не бытовое чувство, а воз- вышенное состояние, выступающее движущей силой духовного развития лич- ности. И. А. Ильин в своих трудах подчёркивал: «Любовь составляет сущност- ное начало русской ментальности. Вне этого чувства русский человек утрачи- вает свою подлинную природу. Искусственные заменители любви – такие как формальная ответственность, внешняя дисциплина или механическое следова- ние нормам – остаются для него чуждыми. Лишённый любви, он либо впада- ет в апатию, либо проявляет склонность к разрушительным проявлениям. <...> Именно любовь пробуждает в русском человеке интеллектуальную и волевую активность, направляя его к творческому самовыражению» [2, с. 67]. Эти идеи получили развитие в современных научных трудах. Например, О. Платонов указывает, что «в системе ценностей русского народа любовь за- нимает наивысшую ступень» [6, с. 125]. Н. О. Лосский в своих работах подчёркивал, что русским женщинам при- суща особая возвышенность и самоотверженность в любви. Философ отмечал: «А. С. Пушкин воплотил идеал возвышенного чувства и верности долгу в обра- зе Татьяны Лариной (“Татьяны милый идеал”). Героиня воспринимает любовь как глубоко личное переживание, принимая в своё сердце всю сущность воз- любленного, со всеми его индивидуальными чертами» [5, с. 294]. Лосский, исследуя русскую литературу, выделял нравственную стойкость и духовную глубину женских образов. Подобные характеры встречаются не только у Пушкина, но и у других великих писателей. Например, Ольга Ильин- ская у Гончарова стремится вывести Обломова из апатии, а Вера из «Обрыва» надеется на нравственное перерождение Марка. Тургенев также создал целую

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=